Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

Малоинвазивные криогенные технологии в лечении опухолей мягких тканей

Стремление удалить опухоль с минимальной травмой для пациента остается одним из главных направлений развития хирургии. Гамма-ножи и кибер-ножи в настоящее время становятся реальной альтернативой классической хирургии. Пункционные технологии остаются необходимым элементом хирургии и интервенционной радиологии.

Технология лечения злокачественных новообразований, которая применяется уже давно, но до сих пор считается экспериментальной, - криохирургия, то есть воздействие на опухоль сверхнизкими температурами.

Криодеструкция – процесс разрушения биологических тканей воздействием на них крайне низкой температурой.

Криоаблация – разрушение злокачественной опухоли методом криодеструкции.

В России традиционно применяется термин «криохирургия», хотя в международной практике принят термин «криотерапия» поскольку травма, наносимая пациенту во время такой процедуры, незначительна, сама манипуляция бескровна и не нарушает общего состояния пациента. При этом она может выполняться многократно.

Еще в 1960-х годах в США удалось сделать криозонд 4,5 мм в диаметре, с вакуумной термоизоляцией, а на конце иглы циркулировал жидкий азот. Тогда появилась возможность оперировать недоступные опухоли, вводя этот зонд в нужную область и замораживая.

Долгое время не удавалось создать криозонды настолько тонкие, чтобы они имели размер обычной инъекционной иглы. Трудности создания подобного оборудования связаны с высоким гидродинамическим сопротивлением тонких криозондов, ограничением давления в криогенном контуре из соображений безопасности и др.  

В криозонде используется жидкий азот t 195,6°C. Необходима надежная термоизоляция корпуса инструмента для защиты пациента и персонала, система термоконтроля и управления процессом охлаждения.

В настоящее время уже имеются достойные технические решения. В 2015 году в клиническую практику онкологии вошло новое оборудование российского производства – Система медицинская криотерапевтическая МКС, прошедшая клинические испытания и установленная в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова.

Она оснащена тонкими инъекционными криозондами из нержавеющей стали. Ключевым фактором успеха явились последние разработки петербургского ООО «Медспецтруб» по созданию технологии изготовления сверхтонких труб с коническим переходом их внутреннего диаметра от 1,6 мм до 0,35 мм при толщине стенки 0,07 мм.  Детали корпуса криозонда изготовлены на станках с программным управлением и соединены лазерной сваркой. Внутри корпуса криозонда вокруг трубки подачи хладагента размещен угольный тигель. Концевая часть иглы криозонда, криокамера, лишена вакуумной термоизоляционной оболочки и является источником охлаждения биологических тканей. Корпус криозонда покрыт электрохимическим слоем золота.

Это оборудование, которое не имеет аналогов в мире. Его основные отличительные характеристики:

  • хладопроизводительность азотных миникриозондов превышает мощность аргон-гелиевых инструментов
  • новые криозонды могут использоваться многократно
  • длина иглы позволяет достичь опухоли на глубине до 20 см от поверхности кожи.

Медицинская криотерапевтическая система (МКС) предназначена для выполнения минимально инвазивных криохирургических вмешательств путем чрескожной пункции и точно направленного локального низкотемпературного воздействия на опухоль. Во время операции блок управления и температурного контроля выводит на экран монитора МКС цифровые и графические данные.

Область применения включает лечение опухолевых заболеваний труднодоступной локализации методом криодеструкции, выполнение паллиативных вмешательств для устранения болевого, компрессионного, обтурационного и воспалительного синдромов.

Метод локальной криотерапии может применяться также в урологии, гинекологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, оториноларингологии, дерматологии, в общей хирургии.

Автор статьи:
ведущий научный сотрудник, врач-онколог