Взаимоотношения онкологических пациентов с персоналом медицинских учреждений и родственниками
Онкологический пациент может быть особенно чувствителен к взаимодействию с окружающими – членами семьи, работниками медицинских учреждений. В свою очередь, окружающие пациента люди также испытывают повышенное эмоциональное напряжение. Как следствие нарастающего напряжения взаимоотношения могут стать конфликтными.
Повышение чувствительности обусловлено тем, что при онкологическом заболевании человек испытывает постоянное и повторяющееся воздействие травматических стрессоров. Высокий уровень неопределенности, характерный для восприятия ситуации, связанной с онкологическим заболеванием, повышает уровень тревоги, истощает эмоциональные ресурсы человека.
Что можно рекомендовать пациенту в случае, когда отношения с окружающими его огорчают? Есть проверенные методы, которые помогают выйти на новый уровень общения и наладить эффективное сотрудничество с врачами и медперсоналом.
Сразу оговоримся: для семейной ситуации данные советы правомочны, но недостаточны.
Постарайтесь рассмотреть и разделить свои ожидания от взаимодействия с врачами. Мы часто смешиваем ожидания к профессиональным навыкам человека и ожидания к его личности.
Задайте себе вопросы:
- «Что именно мне нужно от этого человека?»
- «Должен ли этот человек соответствовать именно этим моим ожиданиям, и может ли он им соответствовать?»
Если ожидания относятся к профессиональной сфере, а специалист им не соответствует – найдите другого специалиста.
Но что, если ожидания носят личный характер? Тогда задайте себе следующие вопросы:
- «Что я знаю об этом человеке, о его переживания?»
- «Могу ли я точно знать, что именно происходит с ним в момент нашего разговора?»
Чтобы беседа с врачом была максимально полезной, перед посещением врача нужно выработать и соблюдать следующий алгоритм взаимодействия:
- Напишите вопросы и подготовьтесь записать ответы.
- Вспомните навыки саморегуляции (релаксации).
- Примите легкое успокоительное средство, если чувство тревоги не проходит.
- В процессе общения постарайтесь сосредоточиться на конкретной задаче получения профессиональной помощи, а не на поведении собеседника. Попробуйте заучить фразу: «Это не про меня, а про него самого. Он имеет на это право». Вспоминайте ее каждый раз, когда кажется, что кто-то ведет себя не так, как вам бы этого хотелось.
- Завершите взаимодействие. Убедитесь, что ответы достаточны, уточните и проясните их. Выйдя из кабинета, восстановите психоэмоциональное равновесие с помощью дыхания, отразите свои переживания, проанализируйте ситуацию.
Прекрасно, если этими методами кто-то может овладеть сам. Чаще снижение психоэмоционального тонуса угнетает устойчивые навыки саморегуляции и затрудняет самостоятельное обучение им. В этом случае лучше обратиться к онкопсихологу. Цель работы онкопсихолога – адаптация пациента к изменениям, связанным с онкологическим заболеванием.
Как правило, стабилизация эмоционального фона человека в период излечения от рака облегчает ему взаимодействие с окружающими людьми, с медицинским персоналом, улучшает атмосферу в кругу семьи.