Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

«В последнее время количество реконструктивных вмешательств, выполняемых нами, в разы превосходит количество пневмонэктомий»

Дата публикации: 04.03.2019



В большинстве специализированных российских онкологических учреждений бронхопластические операции при раке легкого составляют 5 -10% от общего количества операций, несмотря на то, что они в ряде случаев могут являться альтернативой пневмонэктомии, которая, зачастую, ведет к интра- и послеоперационным осложнениям у пациентов пожилого и старческого возраста.

Евгений Владимирович, можно ли назвать бронхоангиопластическую лобэктомию с миопластикой межбронхиального анастомоза уникальной операцией?

История выполнения подобных хирургических вмешательств в мире насчитывает более шестидесяти лет. Основоположником бронхопластических операций, внедренных в онкологическую практику, считается Allison, выполнивший в 1952 г. первую успешную верхнюю лобэктомию справа пациенту с бронхогенной карциномой. В нашей стране первую успешную циркулярную резекцию бронха выполнил Е. Н. Мешалкин в 1958 г.

В НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова такие операции выполняются с 80-х годов прошлого века, их успешно делал член-корреспондент Российской Академии наук, профессор, Роберт Иванович Вагнер.

Тем не менее, несмотря на солидную историю, бронхоангиопластические операции в нашей стране выполняются достаточной редко, хотя точной статистики у меня нет. Да и за рубежом эту операцию нельзя назвать массовой.

Целесообразно ли ее широкое внедрение в практику хирургов-онкологов?

Рак легкого чаще всего развивается у длительно и интенсивно курящих людей преимущественно старше 60 лет с целым рядом сердечно-сосудистых, бронхолегочных и других сопутствующих заболеваний. Именно у этой категории больных после пневмонэктомий отмечается высокая частота интра- и послеоперационных осложнений, плохой прогноз.

У таких больных применение бронхопластической техники в хирургии бронхиального дерева позволяет вместо пневмонэктомии производить частичную резекцию легочной паренхимы с максимальным сохранением функционирующей легочной ткани.

И это не только снижает частоту осложнений и послеоперационную летальность, а также существенно улучшает качество жизни, условия реабилитации больных и отдаленные результаты лечения.

Что для этого необходимо?

Эту операцию называют высшим пилотажем хирургического мастерства, но для ее проведения требуется не только опытный хирург, но и опытные анестезиологическая и реанимационная бригады.

В настоящее время бронхопластическая лобэктомия выполняется во многих городах России, но это единичные операции.

А сколько бронхопластических лобэктомий провели Вы?

Я выполняю эту операцию на протяжении двадцати лет. И особенно интенсивно в последние 10 лет, и даже можно сказать, в последние 4 года.

На сегодняшний день я выполнил 260 бронхопластических лобэктомий. За 2018 год – около пятидесяти. В последнее время количество реконструктивных вмешательств, выполняемых нами, в разы превосходит количество пневмонэктомий. Могу констатировать факт - это самый большой опыт «в одних руках» во всем мире. И я готов этим опытом делиться с коллегами.

Какие нюансы выполнения подобных операций Вы продемонстрируете во время мастер-класса?

Формирование анастомоза – ключевой момент этой операции. Мы используем не совсем стандартную методику.

Как правило используются две техники формирования анастомоза. Одна - «конец в конец», хотя в 90% случаев диаметр анастомозированных бронхов не совпадает и приходиться применять различные техники для того чтобы они так сопоставлялись, например, ушивать бронх большего размера.

Вторая - техника телескопического инвагинирования анастомозов, когда бронх меньшего диаметра заходит в бронх большего диаметра на два хрящевых полукольца. Но проблема заключается в том, что операции с телескопической инвагинацией не особо применимы в онкологической практике. Потому что необходимо достаточно далеко отступить от опухоли и тогда не хватит длины бронхов, чтобы инвагинировать их.

Поэтому нами используется телескопический метод инвагинации на одно хрящевое полукольцо (совсем не на много).

В самом формировании анастомоза много нюансов и вопросов, которые пока остаются дискутабельными. Какие стенки первыми завязывать, какие последующими? Как уменьшить натяжение швов анастомоза? Стоит ли дополнительно укрывать анастомоз пластическими материалами?

Кого Вы приглашаете к участию в мастер-классе?

Уверен, что он будет интересен как тем специалистам, которые только хотят внедрить это в клиническую практику своего медицинского учреждения, так и тем, кто уже выполняет такие операции, но хочет усовершенствовать свое мастерство.

Буду рад дискуссии и с опытными хирургами по поводу обозначенных мною нюансов проведения операции, а также используемого метода формирования анастомоза. 

Присоединяйтесь к трансляции перейдя по ссылке

Мастер-класс состоится 5 марта 2019 г., начало трансляции в 9.00.