Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Позвонить нам с сайта

Участники АОСЗ обсудили болевые точки реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»

Дата публикации: 11.12.2019
Участники АОСЗ обсудили болевые точки реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»

Ежегодное отчетное заседание Ассоциации онкологов Северо-Запада состоялось 5 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге. Участие в нем приняли представители онкологических служб всех 11 регионов Северо-Западного Федерального округа. Основная тема повестки - реализация национальной программы «Здравоохранение» и федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» - проблемы и пути их решения.

Были представлены доклады по двенадцати направлениям. Кадровый дефицит, подготовка врачей-онкологов, организация центров амбулаторной онкологической помощи, реализация лекарственной терапии – обсуждение этих вопросов, особенно актуальных на региональном уровне, было наиболее дискуссионным.

Открыл заседание Алексей Михайлович Беляев, президент Ассоциации онкологов Северо-Запада, директор ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России. Он отчитался о деятельности АОСЗ в 2019 году. «Профессиональное объединение дает нам возможность вырабатывать системные решения, в том числе по адаптации мероприятий, осуществляемых в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» с учетом региональной специфики, вести диалог с федеральными и региональными чиновниками, пациентскими организациями, средствами массовой информации», - отметил А.М. Беляев.

С докладом «Проблемы кадрового дефицита в субъектах. Пути решения в рамках федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» выступил Игорь Иванович Потапов, заведующий аналитическим отделом ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России.

«Несмотря на то, что очевидна прямо пропорциональная зависимость обеспеченности региона врачами от уровня их заработных плат и того насколько остр пресловутый «жилищный вопрос» – решение этих проблем «наскоком» не станет эффективным ходом для снижения кадрового дефицита в СЗФО в целом, может помочь лишь конкретному учреждению или субъекту за счет других», - подчеркнул И.И. Потапов.

Необходимо действовать системно - такой подход заложен в федеральном проекте «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами».

Шаги, которые необходимо предпринять - анализ и планирование потребности в кадрах в краткосрочной и среднесрочной перспективе, устранение дефицита медицинских специалистов, повышение качества профессиональной деятельности работников системы здравоохранения.

Отмечается разная кадровая ситуация в регионах, казалось бы, схожих по экономическим, географическим, климатическим характеристикам. Так в Вологодской области обеспеченность врачами-онкологами составляет 0,3 чел. на 100 тыс. населения, в Псковской области – 0,4, а в Республике Карелия и Новгородской области – этот показатель больше почти в 2 раза и составляет 0,69 и 0,7 на 100 тыс. человек соответственно. В целом по СЗФО обеспеченность врачами-онкологами - 0,81 на 100 тыс. человек.

Учреждениям необходимо быть более активными в привлечении сотрудников. Анализ показал, что только 4 региона СЗФО используют для их поиска Интернет-порталы о рынке труда, а на сайтах трех региональных медицинских учреждений третьего уровня оказания онкологической медицинской помощи, испытывающих нехватку врачей-онкологов, информация о вакансиях вообще не размещена. 


Подготовка кадров – еще один инструмент для преодоления дефицита врачей-онкологов, патоморфологов. Федеральное правительство существенно увеличило долю целевого обучения. 90% составила доля ординаторов-целевиков, обучающихся по специальности «онкология» в 2019 г. Хотя, например, из 15 целевиков, обучающихся в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, в ближайшие 2 года в регионы уедет только 4 человека.

И.И. Потапов обратил особое внимание на использование тех доступных возможностей повышения квалификации специалистов, которые существуют сегодня. Так, он отметил, что в СЗФО меньше половины врачей пользуются порталом непрерывного медицинского образования и разброс между регионами велик – так, в Псковской области - это только четверть сотрудников, а в Калининграде - более 80%.

О проблемах организации ЦАОП на региональном уровне рассказал Сергей Михайлович Алексеев, главный врач ГБУЗ Ленинградский областной клинический онкологический диспансер, ​ главный внештатный специалист-онколог Ленинградской области.   

В 2019-2020 гг. в Ленинградской области откроются 5 центров амбулаторной онкологической помощи – по одному в каждом округе. Базой для них выбраны не поликлиники, а Центральные районные больницы. ЦАОПы являются обособленными подразделениями областного онкодиспансера. Все их оборудование находится на его балансе. Подчиняются онкодиспансеры главному онкологу Ленинградской области. В зону ответственности ЦАОП входит подтверждение онкологического диагноза и установление степени распространенности онкологического процесса. Также там будут выполняться простые схемы химиотерапии, например, пациентам с метастатическим раком предстательной железы, которых в Ленинградской области насчитывается около 3000. Постепенно их количество будет расти, но решение о тактике лечения, смене линии химиотерапии должно остаться за врачебными консилиумами головного учреждения. Оценку качества медицинской помощи, оказываемой ЦАОП, планируется организовать с помощью единой информационной системы, которая объединит все подразделения областного диспансера, она будет установлена в ближайшее время.

Почему выбрана именно такая схема организация ЦАОПов?

«Таким образом, предполагается избежать конфликта интересов, когда достижение целевых показателей программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» возложено на руководство Ленинградского областного диспансера, а ЦАОПы будут возглавляться людьми, которые ему не подчиняются», - подчеркивает С.М. Алексеев.

В Ленинградской области дефицит онкологов первичного звена составляет 70%, кадровую проблему предполагается решить, привлекая сотрудников диспансера для работы в ЦАОП, а также за счет переобучения врачей смежных специальностей, работающих в базовых ЦРБ. 


К обсуждению этой темы присоединились другие участники заседания. Предметом бурной дискуссии стала целесообразность организации ЦАОП в мегаполисах, в частности в Санкт-Петербурге. Самый животрепещущий вопрос – это химиотерапевтическое лечение. Нужно ли его проводить во всех ЦАОП? Какие схемы химиотерапии необходимо «отдать» в дневные стационары, а какие в круглосуточные? Стоит ли ломать сложившуюся схему маршрутизации пациентов? Нужны ли дополнительные койки дневного стационара – ведь в Санкт-Петербурге обеспеченность онкологическими койками одна из самых высоких в стране - 3,6 койки на 100 тысяч населения, тогда как в среднем по Российской Федерации - 2,4?

Специалисты сошлись на мнении, что в Санкт-Петербурге нецелесообразно организовывать ЦАОПы на базе городских поликлиник, которые подчиняются районным администрациям. Есть несколько вариантов адаптации алгоритма создания ЦАОП с учетом местной специфики, например, его организация на базе крупных многофункциональных и онкологических стационаров, где они будут выполнять, в первую очередь диагностические задачи, опираясь на уже сложившуюся лечебно-диагностическую базу. Предложения по функционированию ЦАОП в Северной столице будут выработаны участниками АОСЗ, в том числе главным внештатным специалистом-онкологом Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Дмитрием Владимировичем Гладышевым, и направлены в Минздрав России до конца этого года.

«Аспекты реализации лекарственной терапии при онкологических заболеваниях на региональном уровне» в этом докладе наработками поделился Ерванд Арутюнович Хидишян, главный врач ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер», г. Петрозаводск.

С 2015 г. в Республике Карелия начали организовывать дневные стационары на базе ЦРБ для проведения лекарственной терапии онкологическим пациентам рядом с местом их проживания, что особенно актуально в связи с большой площадью области и плохой транспортной доступностью. Было организовано 14 дневных стационаров, также онкологические кабинеты открыты при 13 районных поликлиниках г. Петрозаводска. С начала 2019 г. химиотерапевтическое лечение онкопациентов также проходит в ГБУЗ «Межрайонная больница №1» (Костомукша), а с декабря этого года и в ГБУЗ «Сегежская центральная районная больница».

По словам Е.А. Хидишяна очень важно было определиться с тем, что можно делегировать первичному уровню. Методологическое руководство дневными стационарами осуществляет Республиканский онкологический диспансер, хотя юридически они являются подразделениями районных больниц. Все пациенты, находящиеся на лечении, проходят через медицинские консилиумы онкодиспансера. В учреждении первого уровня не имеют права менять схемы терапии, даже если есть изменение клинической ситуации после очередного курса. И конечно, определенная группа пациентов получает лекарственное лечение на круглосуточных койках. Сотрудники Республиканского диспансера поддерживают контакт с врачами дневных стационаров в онлайн-режиме, отвечают на их вопросы и дают ориентировки.

Участники заседания отметили, что если в 2018 г. они имели мало возможностей для назначения инновационных препаратов, то в 2019 г. в связи с реализацией национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» и увеличением финансирования, они назначаются всем пациентам, которым по показаниям это необходимо.

Было принято решение написать запрос в Министерство здравоохранения по поводу правовой базы по обеспечению пациентов таблетированными химиопрепаратами. Ведь по действующим нормативным актам они обязаны получать эти препараты в медицинском учреждении ежедневно – либо во время пребывания в круглосуточном стационаре, либо приезжая за каждой таблеткой. Оба варианта неудобны для пациентов, а последний - мало эффективен с точки зрения использования коечного фонда. Можно выдавать таблетированные химиопрепараты через дневной стационар, единожды оформить историю болезни и регулярно снабжать пациента необходимым для месячного курса количеством препарата.

Также зашла речь об увеличении управленческого коэффициента, который в Санкт-Петербурге очень низкий и составляет 1, в Новгородской области - 1,1, а также о повышении тарифов ОМС на хирургическое лечение, которые специалисты называют низкими, так как они не покрывают расходы на некоторые виды сложных, длительных, выскотехнологичных операций, особенно если возникают послеоперационные осложнения или пациент даже незначительно «задерживается» в реанимации.

Волнует специалистов и та волна негатива и фальсификации информации, которой иногда просто накрывает медиков, в том числе онкологов.

«Сегодня многие пациенты ведут себя агрессивно, потому что некоторыми СМИ транслируется только негативная, скандальная информация о врачебном сообществе», - отмечает Владимир Михайлович Моисеенко, главный врач ГБУЗ «Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)», – «социальная напряженность создается искусственно, о позитивных тенденциях и событиях СМИ рассказывают гораздо реже».

Члены Ассоциации онкологов Северо-Запада подняли и целый ряд других вопросов, которые будут отражены в резолюции совещания и по которым будет вестись работа, в том числе с органами законодательной и исполнительной власти, средствами массовой информации.

Заказать обратный звонок

Оператор call-центра перезвонит Вам в течение суток с 9.00 до 21.00

CAPTCHA

Записаться на прием

Оператор call-центра свяжется с Вами с 09.00 до 21.00 для подтверждения Вашего визита к врачу

CAPTCHA
Написать письмо
Кому
ФИО автора
Телефон *

Внимание! Согласно 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Вы получите официальный ответ в течение 30 дней

Обращение *
Не более одного файла в формате pdf или jpg, размером до 5 Мб

Подача обращения

Не более одного файла размером до 5 Мб в формате pdf или docx

В соответствии с 59-ФЗ срок ответа 30 дней. Ответом может служить телефонный звонок.

Порядок рассмотрения обращений граждан:
Федеральный закон №59-ФЗ
Инструкция об организации рассмотрения обращений

CAPTCHA