Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

«Когда смотришь в микроскоп – тебе могут улыбаться клетки»

Дата публикации: 17.04.2023
«Когда смотришь в микроскоп – тебе могут улыбаться клетки»

Врач лабораторной диагностики не ведет приемы, не общается с пациентами – он работает с биологическими материалами, выполняя медицинские исследования, без которых невозможно поставить точный диагноз при целом ряде заболеваний, в том числе онкологических. Мы побеседовали с врачом клинической лабораторной диагностики НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Дарьей Михайловной Шевчук, о том могут ли умные аппараты заменить специалиста, на что нужно обращать внимание при выборе лаборатории для выполнения медицинских анализов и можно ли по анализу крови заподозрить рак.  

– Расскажите, как вы выбрали эту специализацию? Чем она вас привлекла?

– Я окончила медико-профилактический факультет СЗГМУ им. Мечникова в 2018 году.  После 6 лет обучения в университете мне предстоял выбор специализации. Можно было стать эпидемиологом, санитарным врачом или пойти в лабораторную  диагностику. Для меня самым интересным направлением стала клиническая лабораторная диагностика, как наиболее  приближенная  к лечебному делу, к пациенту. Хотелось помогать людям, считать себя нужным и важным.

В НМИЦ им. В.А. Алмазова я проходила  ординатуру по специальности лабораторная диагностика, и когда на втором году обучения у нас было распределение, можно было выбрать базу для погружения в специальность. Так как у меня уже был опыт работы в частной лаборатории, где вся моя деятельность сводилась к бесконечному рутинному потоку исследований, без возможности остановиться и проанализировать получаемые результаты, я поняла, что для меня представляет наибольший интерес, и остановила свой выбор на  специализации в лабораторной гематологии. Так я оказалась в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, где стала изучать не только клетки крови, но и другие биологические материалы.

Наверное, многим кажется, что  наша специальность очень скучная  и однообразная, но это совершенно не так. Когда смотришь в микроскоп – тебе могут улыбаться клетки.

– Что включает в себя лабораторная диагностика?

–  Понятие «лабораторная диагностика» достаточно широкое, под него подпадают иммунологические, биохимические, цитологические исследования, ПЦР  и многие другие. Наша лаборатория полностью автоматизирована, например, на  биохимических, иммунологических, коагулологическких и других анализаторах можно выполнить большинство исследований,  но есть и свои нюансы.

Задача врача оценить правильно ли идет методика, проконтролировать работу оборудования, у которого всегда есть  вероятность ошибки,  обратить внимание на отклонения в анализе.  Врач, получив результат анализа, обязательно валидирует его, т.е. подтверждает достоверность исследования. Кроме того, на специалисте лабораторной диагностики, как правило, лежит интерпретация полученных данных и результатов.

– На чем непосредственно специализируетесь вы?

– Я занимаюсь лабораторной гематологией и общеклиническими исследованиями. Клинический анализ крови – наиболее распространенное и востребованное исследование. Изначально пробирка с кровью  поступает  в анализатор. Машина дифференцирует клетки,  считает их, вычисляет расчетные показатели. Но, при обнаружении   отклонения в анализе необходимо более тщательно изучить образец крови, для этого приготавливается препарат – мазок крови, который микроскопируется. Мы оцениваем  морфологию всех трех ростков кроветворения, производим подсчет лейкоцитарной формулы. Рассматривая мазки крови под микроскопом, можно диагностировать различные патологические состояния у человека. Например, в онкологии есть гематологические заболевания –  лейкозы, ряд лимфопролиферативных и миелопролиферативных заболеваний, а также анемии.  Клетки крови не единственный биологический материал, с которым мы работаем.  Пунктаты костного мозга (миелограмма), ликвор, плевральная жидкость, гинекологические мазки, эякулят – вот далеко не полный перечень образцов биоматериалов, который мы изучаем.   

– В чем особенности отделения лабораторной диагностики НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова?

– Как я уже говорила, мы работаем со всеми биологическими жидкостями.  Выполнение некоторых анализов, например, миелограммы, спермограммы с морфологией по Крюгеру, исследование ликвора, требует обширных знаний не только в области лабораторной диагностики, но и в анатомии, биохимии, патофизиологии, генетики и т.д.  

Например, при микроскопии ликвора, можно обнаружить опухолевые клетки, бласты, то есть заподозрить нейролейкоз.  Работа в лаборатории нашего Центра достаточно сильно отличается  от лабораторий клиники общего профиля.  К сожалению, нам достаточно часто приходится сталкиваться с какой-либо патологией, которую  специалисты лабораторной диагностики в рутинной практике могут увидеть крайне редко.

Бывают ситуации, при которых именно наше заключение является основанием для пересмотра предполагаемого диагноза, например, при исследованиях клеток костного мозга.

– Сейчас много лабораторий, в том числе сетевых, где стоит современное дорогостоящее оборудование – может ли оно компенсировать недостаточный уровень специалистов? Что важнее класс оборудования или  опыт врача лабораторной диагностики?

 – Очень важно работать на хорошем оборудовании, с использованием качественных реагентов,  однако,  без знаний, квалификации, опыта врача не обойтись. Каким бы хорошим ни был аппарат, он всегда останется аппаратом, т.к.  не способен  идентифицировать незрелые гранулоциты, бластные клетки, атипичные лимфоциты, т.е.  не способным описать, проанализировать морфологические изменения в крови. Высокотехнологичное современное оборудование не заменимо при обработке большого количества образцов биоматериала, скрининге  нормы и патологии.  

В совокупности важно и высококлассное оборудование, и профессиональные специалисты, особенно если работаешь с онкологическими пациентами.

– Посмотрим в будущее – настанет ли такое время, когда врачи лабораторной диагностики будут не нужны и все будут делать машины?

– Я думаю, что возможно все, но не стоит забывать, что каждый человек, каждая клетка человека индивидуальна.  В изучении  каждого образца крови есть некий элемент искусства, и вряд ли машины смогут творчески относиться к исследованию.  Врач  может полностью заменить анализатор, используя  классические  методики, а вот прибор до сих пор бессилен при некоторых гематологических исследованиях.

– На что пациент должен обращать внимание при выборе лаборатории для выполнения анализов?

– Целесообразно выбирать экспертные лаборатории, особенно когда речь идет о пациентах с выявленной онко- или какими-то другими патологиями.

Предпочтительны государственные или крупные сетевые лаборатории, у которых есть возможности обеспечить высокий внешний и внутренний контроль качества исследований, соблюдать строгие требования, предъявляемые к реагентам.

Рекомендуется  сдавать анализы в какой-то одной лаборатории. Так как разные  лаборатории работают на разных анализаторах и разных реактивах, то  у них разные методики, референтные интервалы, и для  корректной   оценки динамики лечения,  состояния здоровья необходимо преемственность получаемых результатов.

Хотелось бы посоветовать всем проходить диспансеризацию не реже, чем 1 раз в год –  регулярно сдавать клинический анализ крови, общий анализ мочи, основные  биохимические показатели. Некоторые заболевания, например, острые лейкозы, анемии различной этиологии можно заподозрить по клиническому анализу крови, но, к сожалению, солидные опухли (опухоли органов и тканей) выявить по  клиническому анализу крови невозможно.

– Есть ли надежда, что когда-нибудь с помощью анализа крови можно будет быстро, дешево и безболезненно выявить на ранних стадиях солидные опухоли?

– Мы очень надеемся на то, что рано или поздно это случится. Но сегодня диагностировать по капле крови, да и вообще по какому-то одному показателю злокачественные новообразования невозможно.