Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

«Капризный пациент – характер или диагноз?» – юридический аспект

Дата публикации: 10.10.2019
«Капризный пациент – характер или диагноз?» – юридический аспект

Внимание! Регистрация желающих принять личное участие в конференции завершена.

Зарегистрироваться для онлайн-участия вы можете перейдя по ссылке. Для тех, кто участвует в мероприятии дистанционно будет работать онлайн-чат.

На научно-практической конференции «Актуальные вопросы амбулаторной онкологии и сопроводительной терапии с мастер-классом», которая состоится 17-18 октября, пройдет обсуждение «Капризный пациент – характер или диагноз?». В дискуссии примут участие три эксперта – онколог, психиатр и адвокат. Мы поговорили с Дмитрием Бартеневым, адвокатом бюро «Группа ОНЕГИН», о юридических инструментах работы со сложными пациентами.

– Закон о защите прав потребителей распространяется на платную и бесплатную медицинскую помощь – по ОМС и федеральным субсидиям. Сегодня пациенты хорошо осведомлены об этом и все чаще требуют надлежащего информирования не только о медицинских, но и о потребительских качествах услуги даже при получении ее бесплатно. Они апеллируют к контрольно-проверяющим органам и демонстрируют свою готовность привлечь их к решению тех или иных спорных ситуаций, хотя такого рода проверки не всегда несут негативные последствия для организации. Также многие пациенты активно используют возможности интернета, социальных сетей, для давления на медицинскую организацию, что создает репутационные риски.

– Есть отдельная категория пациентов, которая может предъявлять неадекватные претензии по получаемому лечению. Это могут быть пациенты с психическим расстройством или жалобами на соматическую патологию, с ним никак не связанную. У пациента также могут возникать психические расстройства на фоне соматической патологии.

В любом случае, врачи должны учитывать, что возможно у пациента есть некие психические проблемы, которые препятствуют его адекватному восприятию процесса лечения заболевания. Ему необходимы дополнительные разъяснения, консультации других специалистов, в частности, психиатра, а также координация лечения соматических и психических заболеваний.

– Бывают ситуации, когда пациент может категорически не соглашаться с любым назначаемым лечением, регулярно требовать новых обследований, смены лечащего врача, медицинского учреждения. Даже если пациент обращается с перечисленными требованиями неоднократно, по закону он имеет на это право без объяснения причин.

– Важно научиться дифференцировать претензии пациента как потребителя медицинской услуги. Он имеет право обратиться с претензиями и жалобами, которые связаны не только с качеством медицинской помощи, но и с этическими моментами (не так посмотрели, не так ответили и др.)

На претензии по качеству нужно обращать особое внимание – они требуют ответа, причем тщательно продуманного. В таких случаях я бы посоветовал консультироваться с юристами, поскольку практика показывает, что пациент может в дальнейшем обращаться с исковыми требованиями, если его претензии были проигнорированы или ответы составлены неграмотно, без внимания к определенным моментам. По закону если требования пациента удовлетворены по решению суда, медицинское учреждение будет оштрафовано на сумму равную 50% от суммы присужденной компенсации за то, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

На претензии сервисного характера (когда пациент, например, жалуется на плохое обслуживание), отвечать также необходимо, хотя это скорее имиджевый вопрос, чем юридический.

Безусловно, если пациент ведет себя неадекватно, что приводит к невыполнению рекомендаций врача, целесообразно назначить консультацию психиатра. Не нужно этого бояться, право врача – назначить консультацию психиатра, а право пациента – получить ее или нет. В спорных ситуациях, когда пациент жалуется на безрезультатное лечение, отметка в его истории болезни о том, что была рекомендована консультация психиатра, а он ее не получал, может послужить защитой для врачей.

– Я бы посоветовал внимательно относиться к медицинской документации. Перед предоставлением медицинской помощи пациент должен подписать в обязательном порядке информированное добровольное согласие (ИДС). Это может быть очевидно, но практика показывает, что часто ИДС подписывается уже после оказания медицинской помощи, то есть, когда врач уже поставил диагноз, дал рекомендации, провел процедуры и в самом конце заполняет документацию. Пациент имеет право отказаться его подписывать, и тогда получается, что он получил услугу, а надлежащего информирования о ней не было. ИДС – это не формальная бумажка, это документ, который является важным с деонтологической и юридической стороны. Его содержание должно быть максимально индивидуализированно с точки зрения конкретных манипуляций, процедур. Если пациент не был информирован об услуге по существу, в спорных ситуациях это приводит к различным неприятностям для медицинской организации.

Если ИДС составлено на нескольких листах и пациенту сложно ознакомиться со всем документом подробно, врач должен как минимум обратить внимание пациента на ключевые моменты, например, на возможные побочные эффекты.

Обратите внимание на то, чтобы ИДС подписывалось в присутствии врача, а не администратора или специалиста регистратуры. Почему это важно – если пациент докажет, что он подписывал ИДС в регистратуре, то оно может быть признано ненадлежащим.

– Пациент имеет полное право выкладывать в интернет любую аудио-, видеозапись врачебного приема. Здесь врач выступает как специалист, который оказывает услуги официально, профессионально, и это не предполагает какой-то охраны его частной жизни, он не выступает как обычный гражданин. Поэтому любые фразы врача должны быть ограничены профессиональным контекстом. Что касается пациента – это его частная жизнь, информация о его здоровье, врач обязан ее охранять, но если пациент сам хочет выложить запись и разгласить свою медицинскую тайну, то это его право. Важно помнить, что такие записи могут быть расценены как доказательство во время возможных конфликтных ситуаций.

– Врачам также нужно внимательно относиться к перепискам в мессенджерах. Сегодня многие специалисты для того, чтобы помочь пациенту не только в рамках очного приема, часто остаются с ним на связи и в интернете. Это чревато, врач может дать рекомендацию, не осматривая пациента, назначить лечение, а потом выясняется, что в медицинских документах этих записей нет.

Суд сейчас принимает переписки в мессенджерах в качестве доказательств, поэтому они также могут быть официально использованы в спорных ситуациях.

Если человек обращается с намерением получить именно медицинское заключение или мнение по конкретной ситуации через интернет, врачу важно понимать, что это нельзя делать дистанционно. Пациент должен записаться на очный прием. Максимум, чем может помочь врач в сети – это проинформировать человека, например, о возможностях, которые предлагает медицинский центр по его проблеме, но персонифицированную консультацию проводить нельзя.

Я не говорю, что вообще лучше не переписываться с пациентами в интернете, но это нужно делать крайне осторожно. Особенно если речь идет о «капризном пациенте» – в таком случае лучше проводить исключительно официальные консультации.

Юридические аспекты общения с пациентами можно будет обсудить с адвокатом Дмитрием Бартеневым 17 октября во время конференции «Актуальные вопросы амбулаторной онкологии и сопроводительной терапии с мастер-классом», в том числе и задав ему вопросы в онлайн-чате.

Хотите узнать больше о конференции? Подробности здесь 


Беседовала Мария Козлова