«Экспериментатор – это человек с разносторонним образованием»
Дата публикации: 08.02.2020
В структуре центра онкологии им. Н.Н. Петрова 17 научных подразделений. Основные направления работы наших ученых — изучение механизмов канцерогенеза, разработка методов профилактики, диагностики, хирургического, лучевого, лекарственного, комбинированного и комплексного лечения злокачественных опухолей у взрослых и детей. Именно от результатов исследовательской деятельности зависит прогресс в области лечения пациентов. Но как работают ученые? Что происходит за стенами лабораторий? Сегодня, в День Российской науки, мы поговорили об этом с Андреем Владимировичем Панченко — заведующим лабораторией канцерогенеза и старения.
С чего начинается научный эксперимент? Как он проводится?
Первый этап – формулировка научной гипотезы и выбор модели, на которой можно проверить эту гипотезу. Это основная сложность в мировой науке, ведь если модель подобрана неправильно, она может дать неадекватный результат.
Например, в распоряжении нашей лаборатории есть два вида моделей опухолей у лабораторных грызунов: перевиваемые и индуцированные. Перевиваемые – это стандартные опухолевые штаммы, которые перевиваются подкожно или внутримышечно, а индуцированные ‒ вызванные канцерогеном, при этом мы можем, подобрав канцероген, добиться у животного локализации опухоли, соответствующей локализации опухоли у человека. Первая модель удобна для нас, поскольку позволяет визуально контролировать динамику развития опухолевых узлов, без каких-то сложных инструментальных методов. Вторая модель используется, когда нужно изучить воздействие какого-то фактора на частоту развития новообразований, на возможность профилактики развития рака. Подготовка к основной части эксперимента может занимать до года.
Второй этап – получение экспериментальных данных. В зависимости от гипотезы они могут включать различные физиологические параметры – например, гематологические, биохимические. А также параметры, которые описывают непосредственно сам процесс развития опухолей – количество новообразований, их размеры, гистологическая структура, иммуногистохимические маркеры.
Третий этап – обработка объёма полученных данных методом описательной математики и статистическими методами.
Четвертый этап – подтверждение или опровержение научной гипотезы на основе анализа статистических данных.
Андрей Владимирович, как построена работа в лаборатории?
Есть научный коллектив с общим направлением работы. Внутри коллектива каждый ученый занимается разработкой идеи, которая представляет для него интерес. При этом ученые взаимодействуют между собой, обсуждают и планируют совместные или отдельные эксперименты. Есть и вспомогательный персонал, который помогает проводить исследования.
Расскажите, как молодому специалисту стать научным исследователем?
Экспериментатор – это человек с разносторонним образованием, с большим количеством навыков, специалист высокой квалификации.
Все приходит с годами. Стать специалистом, который может сам формулировать научные гипотезы, получать какие-то новые научные знания, и с помощью экспериментальной работы подтверждать эти гипотезы – это длительный и сложный процесс. Только на практике можно стать тем, кто действительно понимает, что такое экспериментальная модель, как она себя ведёт, какие параметры необходимо анализировать.
Важно и освоение навыков методического подхода, т.е. необходимо все записывать, документировать. Качество данных, которые получаются в ходе эксперимента, во многом зависит от ответственности людей и понимания того, как строится в дальнейшем анализ этих данных. В принципе научная работа требует дисциплинированности.
Ученый – это не просто тот, кто смог поставить эксперимент и получить данные. Эти данные нужно обработать, и обработать правильно.
Также важна культура представления научных данных, навыки публичного выступления на конференциях.
Обязательно знание иностранного языка, поскольку необходимо чтение научной литературы. Кроме того, грантодающие организации сейчас нацелены на то, чтобы результаты исследования были опубликованы в зарубежных журналах.
Как лично вы пришли в науку?
Во время обучения в Первом медицинском университете, я занимался в научном студенческом обществе на кафедре патологической физиологии, где приобрел первый опыт экспериментальной работы с лабораторными животными. Мне было интереснее заниматься научной деятельностью, чем клинической. После окончания университета в 2003 году я поступил в аспирантуру на эту же кафедру. Между университетом и НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова сложились тесные связи, и я начал работу над кандидатской диссертацией под руководством Петрищева Николая Николаевича и Владимира Николаевича Анисимова. Я занимался оценкой влияния режима освещения и возможности его коррекции с помощью применения мелатонина на модели рака толстой кишки у крыс, индуцированного 1,2-диметилгидразином (это сильный канцероген). После окончания аспирантуры я работал в должности ассистента кафедры, а в 2008 году перешел работать в НИИ им. Н. Н. Петрова старшим научным сотрудником. Мое медицинское образование позволяет проследить связь между тем, как ставится биологический эксперимент, и как полученные результаты можно внедрять в клинику.
Беседовала Иоанна Чернова
Фото Дарьи Волошиной