Будущее скрининга рака молочной железы в России
Дата публикации: 03.04.2019
Научно-практическая конференция «Скрининговые технологии в диагностике рака молочной железы» пройдет 4 апреля в стенах НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова. Также будет проведена онлайн-трансляция, к которой могут подключиться специалисты из любой точки мира.
Специалисты рассмотрят опыт проведения скрининговых программ в разных регионах России и за рубежом. В частности, на конференции будут разобраны модели проведенных скрининговых мероприятий рака молочной железы Москвы, Санкт-Петербурга, республики Татарстан, Калужской, Новгородской и Вологодской областей, а также Финляндии и Норвегии.
Об актуальности и значимости конференции для онкологов всей России мы поговорили с профессором, доктором наук Андреем Владимировичем Мищенко – заведующим научным отделением диагностической и интервенционной радиологии НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова, врачом-рентгенологом.
— В чем важность и актуальность скрининга рака молочной железы?
— Актуальность скрининга связана с высокой смертностью женского населения от рака молочной железы. Скрининг - это только отправная точка, цель которой - выявить пациенток, требующих специальных диагностических исследований при патологии молочной железы. Дальше стоит задача направить человека с подозрениями на опухоль к врачу, установить диагноз и назначить лечение. Самая большая проблема всех скрининговых программ – пациенты, которым требуется консультация онколога, просто пропадают из поля зрения системы здравоохранения. Это происходит по разным причинам и обуславливает высокую смертность. Одна из главных задач скрининга — наладить передачу человека с выявленной патологией службам онкологической помощи.
— Какие конкретно аспекты маммологического скрининга будут освещены на конференции?
— Специалисты обсудят принципы проведения скрининга рака молочной железы. Сама по себе технология маммографического исследования давно отработана и стандартизирована, вопрос стоит именно в эффективной организации проведения скрининга. Это комплексная проблема, поэтому на одной площадке встретятся и онкологи, и лучевые диагносты, и организаторы здравоохранения.
Что касается отечественного опыта, будут заслушаны мнения экспертов, которые были кураторами проведения пилотных проектов скринига рака молочной железы в различных регионах нашей страны, начиная с Советского Союза, и, заканчивая последними проектами. Самый последний массовый скрининг состоялся в Москве – там в единую сеть объединились все маммографические системы города и контролируется эта программа из единого центра. Мы хотим сравнить зарубежный и отечественный опыт. Например, в Норвегии маммографический скрининг проводится уже больше 25 лет, и специалисты уже могут уверенно заявить о многолетних итогах.
— Какова главная цель конференции?
— Прежде всего, мы хотим понять, какая модель скрининга рака молочной железы может использоваться как базовая в России. При этом модель должна быть гибкой и меняться, исходя из специфики того или иного региона. Регионы отличаются по различным параметрам – просвещенность населения, возрастная специфика женского населения, его плотность, анатомические и физиологические нюансы жителей и так далее. Это всё имеет большое значение в организации онкомаммоскрининга.
— Как будет достигнута эта цель, каким будет итог конференции?
— Мы планируем, что это мероприятие станет первым в череде мероприятий, посвященных онкомаммоскринингу. Поэтому, уверен, что одной встречей мы не ограничимся. Мы надеемся, что на этой встрече специалисты примут какие-то концессионные документы, разработают методические рекомендации или составят информационное письмо в Минздрав. Возможно будет разработан некий документ, который позволит сформировать группу исследователей для контроля и освещения результатов онкомаммоскрининга. Для начала необходимо создать консенсус специалистов национальных медицинских исследовательских центров им. Н. Н. Петрова, им. Н. Н. Блохина и им. П. А. Герцена. Эта группа контроля качества также будет методически контролировать, направлять и корректировать проведение скрининговых программ в подшефных регионах.
— В чем отличие скрининговых программ от диагностических?
— В маммоскрининге есть система контроля - это двойное, а также тройное чтение и консилиум. Не бывает так, что один врач-рентгенолог выдает заключение о наличии патологии. Как минимум два рентгенолога независимо друг от друга изучают снимки. Если у них разночтение, то им необходимо вместе прийти к какому-то общему решению или обратиться к третьему независимому эксперту. Как правило, диагностику выполняет один специалист, а скрининговую программу должны выполнять несколько специалистов из-за скорости проведения, в этом принципиальное различие.
— Какие изменения в маммографии, на ваш взгляд, произойдут в будущем?
— В перспективах использование IT-технологий, искусственного интеллекта и развитие системы раннего распознавания с минимальным участием врача-рентгенолога. Возможно появление системы двойного чтения маммографии «машина – врач». У НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова есть объемный массив данных - маммографические снимки, заключения, подтвержденные результатами гистологии, на основании которых нейросеть может обучиться распознавать патологию. В итоге искусственный интеллект может помогать врачу-рентгенологу, обращать его внимание на подозрительные новообразования. Это не значит, что машина будет ставить диагноз вместо специалиста, она будет помогать не пропустить подозрительные образования.