Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

Обучение мечты: сотрудники НМИЦ онкологии им. Петрова получают образование в Гарварде

Дата публикации: 08.12.2019
Обучение мечты: сотрудники НМИЦ онкологии им. Петрова получают образование в Гарварде

В этом году два сотрудника НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова прошли конкурсный отбор на программу последипломного образования в Harvard Medical School. Галина Сергеева Киреева, ученый секретарь, старший научный сотрудник научной лаборатории канцерогенеза и старения и Владимир Андреевич Кушнарёв, врач-патологоанатом, аспирант научной лаборатории морфологии опухоли проходят курс «High impact cancer research».

Как проходит обучение на курсе «High impact cancer research»?

Галина Сергеевна Киреева

Курс длится с октября 2019 года по октябрь 2020 года. В программу входят три очных воркшопа и несколько заочных модулей, которые студенты проходят дистанционно. Обучение рассчитано на специалистов с разным уровнем подготовки, оно начинается с азов ‒ что такое рак, каковы особенности опухолевых клеток. Основной контингент студентов ‒ врачи и биологи, а также представители фармацевтической отрасли и инвесторы, которые находятся в поисках перспективных биомедицинских проектов. Аналогов этого курса в нашей стране нет.

Из каких стран были участники?

Галина Сергеевна Киреева

Из двадцати четырех стран ‒ Индии, Китая, США, Италии, Испании, Мексики, Сирии и др. Причем большинство участников из этих стран уже живут и работают в США по несколько лет. Впервые в этой программе есть участники из России. 


Какие ваши личные цели и задачи достигаются обучением в Гарварде? Почему вы решили пройти именно этот курс?

Владимир Андреевич Кушнарёв

За два года до обучения я прочитал книгу американского онколога Сиддхартха Мукерджи «Царь всех болезней. Биография рака». В ней хорошо показана роль патолога в диагностике и лечении опухоли. И поэтому я осознаю, что, как патолог, должен разбираться во всех сферах, связанных с опухолью ‒ начиная с диагностики и заканчивая лечением. Этот курс как раз связан с одной из сфер ‒ с биологией опухоли. Здесь компактно и сжато преподается свежая информация, что позволяет быстро адаптироваться к современным данным. Количество новой информации постоянно увеличивается - в год во всем мире публикуется больше 100 тыс. статей по онкологии. Быть «в теме» очень сложно, а этот курс позволяет сделать это.

Мне важно планировать свои научные исследования исходя из современных реалий, как это происходит в лучших исследовательских центрах. Кроме того, курс позволяет увидеть американский опыт научных исследований и преподавания, а он несколько отличается от европейского.

Галина Сергеевна Киреева

Обучение позволит мне понять, что такое опухоль, каковы ключевые механизмы развития опухолевого процесса и какие из них наиболее перспективны с точки зрения направленного терапевтического воздействия, в каком направлении стоит выстраивать свою научную деятельность, что сейчас происходит в области исследования рака, что сейчас актуально для научного сообщества и что будет актуальным ближайшие 5 лет. Не просто заниматься исследованиями ради исследований, а более критично относиться к выбору темы, выбирать те области, работа в которых действительно принесет пользу.

Как прошел первый очный воркшоп? Какие новые знания или навыки вы получили?

Галина Сергеевна Киреева

Первый очный блок длился 5 дней. Мы изучили основы – биологию опухоли (например, одним из лекторов был Douglas Hanahan – соавтор двух основополагающих статей «Hallmarks of Cancer», опубликованных в 2000 и 2011 гг.) и разобрали вирус-ассоциированные опухоли. Например, среди отечественных коллег-онкологов принято считать, что существует всего несколько вирусов, которые вызывают опухоли ‒ ВПЧ, Эпштейна-Барр и несколько других (опять же, потому что этот вопрос так преподается в университете). Во время обучения в Гарварде мы рассмотрели и обсудили эпидемиологические, клинические и фундаментальные научные исследования о влиянии других вирусов на развитие злокачественных новообразований.


Владимир Андреевич Кушнарёв

Формат обучения – лекции и групповая работа над проектами. Последнее очень важно – организаторы нацелены на максимальный обмен опытом и налаживание коммуникаций среди обучающихся. Ведущие специалисты мира читали лекции, а студенты могли задавать интересующие вопросы, происходило открытое обсуждение. В группе мы работали с двумя заданиями. Первое – критический анализ научной статьи и оценка внедряемости результатов научного исследования.

Галина Сергеевна Киреева

Второе групповое задание также подразумевало работу с научной литературой и ее критическую оценку. Каждой группе предлагалась базовая обзорная научная статья о том или ином вирусе и его ассоциации с развитием опухолей у человека. Естественно, мы не очень хорошо ориентируемся в этой области, и эта обзорная статья позволила нам предварительно «въехать» в тему. А далее все члены группы самостоятельно искали и анализировали доступную литературу (исследования, другие обзоры) в которых изучалась причинно-следственная взаимосвязь между вирусом и опухолью, и уже вся группа формировала свою позицию по тому, насколько достоверными являются доказательства или опровержения существования данной взаимосвязи. И, например, в одном из выводов мы должны были представить наше мнение о том, насколько перспективной выглядит разработка соответствующей вакцины, причем не только с точки зрения потенциальной эффективности, но и с точки зрения оправданности и реалистичности ее создания. Такая постановка вопроса вызывала бурные дискуссии между участниками и преподавателями после выступления каждой группы.

Владимир Андреевич Кушнарёв

Согласен с Галиной Сергеевной. Работа в мультидисциплинарной команде из разных стран развивает коммуникативные навыки. Кроме того, работа с научными статьями является одним из навыков, которые не преподаются в России. Формат журнального клуба - один из компонентов системы обучения. Выстроенная четкая система преподавания и обучения этим навыкам – один из важных моментов для меня.

Что лично для вас было самым интересным? 


Галина Сергеевна Киреева

Мне понравился возврат к основам ‒ механизмам возникновения опухоли именно с молекулярной точки зрения, биология рака. Безусловно, в книгах (преимущественно англоязычных) освещены эти вопросы, однако они сложны для самостоятельного восприятия и понимания без комментариев специалистов, которые хорошо в этом разбираются. А тут в твоем распоряжении те люди, которые не только разбираются, но и сами открывают и изучают эти механизмы, разрабатывают новые молекулы к обнаруженным мишеням. Кроме того, когда получаешь такие знания в интерактивном формате через обсуждение и озвучивание вслух имеющихся вопросов, у тебя быстрее и качественнее складывается не решаемый до этого паззл. Сейчас один из методов лечения рака – таргетная или прецизионная терапия, когда терапевтическое воздействие направлено на конкретную мишень, которой является ген или белок с измененной структурой/функцией. Однако мы далеко не всегда понимаем, что стоит за этой мишенью, в работу скольких сигнальных путей она вовлечена и что происходит с работой этих путей при воздействии на мишень. Но именно эти знания позволяют объяснить чувствительность или резистентность той или иной опухоли к таргетным препаратам и, например, каким образом эту резистентность можно преодолеть.

Владимир Андреевич Кушнарёв

Во время обучения акцент был смещен на биологию опухоли. Например, рассматривалось не наличие мутации, а именно ее развитие, а также происхождение как опухоли, так и онкогенов с точки зрения вируса. При рутинном просмотре тканей различных опухолей я не задумываюсь о том, что причиной мутации может стать вирус. Мне, как патологу, иногда не хватает базы, позволяющей посмотреть на исследуемый материал именно с точки зрения биологии. Изучение механизма появления мутации и раковой клетки вообще позволило мне здорово встряхнуться и расширить свои представления. Конечно, можно получать знания, пользуясь Google, книгами, но взглянуть совершенно с нового ракурса на проблему самостоятельно не всегда возможно. Как оказалось, каждая шестая злокачественная опухоль ассоциирована с вирусом. Кроме того, вирусы являются одним из определяющих факторов развития гораздо большего количества солидных опухолей, чем у нас принято считать. Понимание рака с точки зрения биологии было для меня новым.

Кто из «звездных» ученых прочитал лекции в рамках курса?

Галина Сергеевна Киреева

Например, George Demetri – специалист по саркомам. Он прочитал ряд лекций о том, как команда ученых под его руководством шаг за шагом разработала ряд препаратов ‒ иматиниб, сунитиниб, регорафениб, пазопаниб, трабектедин, вемурафениб и другие. Среди лекторов был Douglas Hanahan (чей автограф теперь красуется на наших распечатках его статьи). Он и Robert Weinberg в 2000 г. впервые обобщили и сформулировали отличительные особенности опухолевых клеток (Hallmarks of cancer), а в 2011 г. обновили и дополнили свою же статью в соответствии с теми открытиями и исследованиями, которые произошли за прошедшие 10 лет. В этих же статьях авторы объясняют механизмы возникновения злокачественных опухолей через призму особенностей опухолевых клеток, и, соответственно, предлагают пути воздействия на них. Это самые цитируемые статьи в онкологическом мире – более 38 тысяч упоминаний!


Владимир Андреевич Кушнарёв

Кстати, с преподавателями можно было общаться и в неформальной обстановке – в перерывах между занятиями, во время обедов. Так нам удалось пообщаться с John Schiller – гарвардским профессором, создателем вакцины от ВПЧ, и обладателем премии Lasker Award.

Теперь вы проходите заочные модули. Что они в себя включают?

Галина Сергеевна Киреева

Еженедельные онлайн-лекции и промежуточное тестирование. Есть и письменные задания, например, эссе ‒ выбрать одну научную статью 2019 года, которая, на наш личный взгляд, является самой важной, и аргументированно обосновать свой выбор. Продолжается работа в группах – мы анализируем научные статьи, уже начали подготовку к написанию нашего собственного обзора “Hallmarks of cancer 2020”. Вскоре мы должны выбрать один их трех элективных курсов: клинически сложные опухоли, эпидемиология в онкологии, омиксные технологии в онкологии. Каждый из курсов – это занятия и задания в дополнение к основной программе.

Владимир Андреевич Кушнарёв

В целом, это совершенно другой подход к обучению. Здесь очень сильно учитывают обратную связь от студентов и делают курс максимально интересным. Кроме того, во время обучения мы можем предоставить аннотацию своего научного проекта и получить комментарии профессоров Гарварда. Это не менторский проект, но можно рассчитывать на взаимодействие с лидером интересующей тебя области.