Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

spbdnevnik.ru

Как в Петербурге помогают детям с онкологией

15 февраля 2022

Сегодня – Международный день детей, больных раком. Детский рак встречается редко и составляет от 0,5 до 4,6 процента от всех онкозаболеваний. Общие показатели заболеваемости раком в мире составляют от 50 до 200 случаев на миллион детей

Под патронатом Международного общества детских онкологов, по инициативе Международной конфедерации организаций родителей детей, страдающих от рака, более 40 стран с 2003 года поддерживают День детей, больных раком. Основная цель проведения Международного дня – повышение уровня информированности педиатров, родителей, социально ответственных граждан об успехах и проблемах детской онкологии.

Ошибка генов

Каждый родитель и каждый врач хотел бы получить ответ на главный вопрос о детском раке: почему? Ведь у детей нет вредных привычек, они не успевают приобрести букет хронических возрастных болячек, так откуда же возникает злокачественная опухоль?

По словам заведующей отделением противоопухолевой лекарственной терапии и комбинированного лечения опухолей у детей Санкт-Петербургского клинического научно-практического центра специализированных видов медицинской помощи (онкологического), или Петербургского онкоцентра, доктора медицинских наук Маргариты Белогуровой, что-то происходит в геноме клетки, какая-то ошибка, и даже специалисты до сих пор не знают, почему это случается.

«Любой рак – это болезнь генов. Что-то случается в этой клетке. Другое дело – что, в отличие от взрослых, у детей больше опухолей, обусловленных наследственными мутациями. Но это только 10 процентов», – считает профессор Белогурова.

Сегодня возможности науки и медицины позволяют полностью излечить в ряде случаев до 90 процентов детских опухолей. Об онконастороженности неустанно говорят специалисты, призывая участковых врачей и родителей быть бдительнее и при любых сомнениях отправляться на консультации в специализированные центры.

По словам главного внештатного детского специалиста-онколога Комитета по здравоохранению, заведующей детским онкологическим отделением Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н.Н. Петрова Светланы Кулевой, сегодня в Петербурге разработан порядок маршрутизации детей с подозрением на рак или с подтвержденным диагнозом злокачественного новообразования.

«Есть кабинеты и клиники первичной помощи, учреждения первого и второго уровней, где верифицируются новообразования, работают специализированные детские койки в медицинских учреждениях городского и федерального уровней. Пандемия COVID-19, к сожалению, внесла свои коррективы – дети с коронавирусной инфекцией не могут продолжать курсы химиотерапии до выздоровления, которое может затягиваться на недели, но в целом детская онкологическая помощь не приостанавливалась ни на день», – говорит Светлана Кулева.

Статистики нет

При этом в Санкт-Петербурге нет четкой статистики по количеству онкобольных детей. Специалисты лишь подтверждают, что в России ежегодно 3,5-4 тысячи детей сталкиваются со злокачественными опухолями, а в Петербурге этот диагноз ставится 150-180 детям до 15 лет.

Врачи объясняют отсутствие четкой статистики тем, что многие дети излечиваются, при ряде нозологий показатели выживаемости превышают 90 процентов. По данным Маргариты Белогуровой, некоторые формы (так называемый стандартный риск) острого лимфобластного лейкоза излечимы в 95 процентах случаев. Лимфома Ходжкина излечима в 90-95 процентах, опухоль Вилмса излечима на 85-95 процентов. Ребенок в 4-й стадии излечим так же, как в 1-й, но объем лечения для ребенка с 4-й стадией будет больше.

Не детский вопрос

Одна из главных проблем детской онкологии – лекарства и доступность специализированной помощи в регионах. Россия 5 лет назад перестала закупать оригинальные препараты из-за введенных в 2015 году правил, ограничивающих заявки поставщиков из государств – членов ЕАЭС. Какие-то вопросы удалось решить, но в ряде случаев требуется вмешательство благотворительных фондов – в частности, с незарегистрированными в России препаратами, с поиском доноров костного мозга.

«Нынешний 2022 год в детской онкологии посвящен врачам и тем людям, без которых победа над детским раком невозможна. Девиз кампании этого года – «Лучшая помощь в лучшее время лучшей командой». Мы должны организовать правильное выявление и ведение пациентов. 36 процентов обращения в наш фонд вызваны ситуациями, когда государство не может помочь. В первую очередь это оплата трансплантаций и поиск доноров костного мозга. И второй вопрос – это лекарства, которые не входят в квотирование, а также социальная помощь семьям. Семьи зачастую находятся в тяжелой ситуации, кто-то из родителей вынужден постоянно жить рядом с федеральными клиниками, очевидна и неравномерность специализированной помощи в нашей стране. Лечение от рака – это комплексная история. Есть проблемы и с доступом к современным качественным препаратам. Весь прошлый год наблюдался дефицит определенных препаратов, это результат раскоординированных действий Минпромторга и Минздрава», – считает член правления благотворительного фонда AdVita Елена Грачева.

Опасный возраст

Первый пик заболеваемости чаще бывает в 2-3 года. Следующий опасный возраст – подростки. С успехами нашей перинатальной медицины может быть рост опухолей у детей до 3 лет. Кроме того, дети с пороками развития раньше умирали, а сейчас живут, и у них значимо чаще развиваются опухоли.

Источник