Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

www.woman.ru

Хирургия — это и наука, и искусство

19 октября 2021

Новый герой «Календаря науки» Григорий Зиновьев — врач-онколог, заведующий хирургическим отделением в национальном центре онкологии им. Н. Н. Петрова и врач-эксперт фонда «Дети-бабочки». Он уверен, что онкохирургия — это и наука, и творчество, и ремесло. К каждому пациенту надо найти свой подход, не только продлить ему жизнь, но и сохранить ее качество.

О работе

Я заведую хирургическим отделением опухолей костей, мягких тканей и кожи, и мои научные и практические интересы связаны именно с этими областями. Сейчас мы с коллегами исследуем новые подходы комплексного лечения сарком мягких тканей, включающего пред- и послеоперационную и лучевую терапию, а также оперативное конечность-сберегающее лечение. В отношении злокачественных опухолей скелета разрабатываем различные индивидуальные импланты, 3D-принтинговые эндопротезы, которые позволяют заместить дефекты костей, образовавшиеся в ходе операции. Исследуем злокачественные опухоли кожи, а в рамках терапии меланомы и плоскоклеточного рака участвуем в международных клинических исследованиях. 

Об исследованиях

Другое не менее важное направление моих исследований — рак у пациентов с буллезным эпидермолизом. Это редкое генетическое заболевание, при котором в случае любой механической травмы, а иногда и без нее, на коже возникают пузыри, эпителий отслаивается, оставляя открытую рану. Иногда у таких пациентов развивается плоскоклеточный рак кожи, и они оказываются брошены: и дерматологи, и онкологи не знают, что с ними делать. Я согласился помочь одному из таких пациентов в 2019 году. Тогда со мной связался представитель фонда «Дети-бабочки», он попросил моей консультации для своего подопечного. Сначала я помогал как волонтер, а сейчас я штатный сотрудник фонда.

О цели

Главная цель всех наших исследований — добиться длительной безрецидивной выживаемости пациентов. Мы хотим сделать так, чтобы болезнь не возвращалась к ним, более того — сохранить качество их жизни, сделать все возможное, чтобы удалось избежать калечащих операций и эстетических дефектов. Наша задача не только радикально удалить опухоль. Для того чтобы сохранить пациенту конечность после удаления новообразования, мы обязаны восстановить кровеносные сосуды, мышечные и костные структуры. Для этого мы используем различные сосудистые протезы, собственные ткани пациента, устанавливаем модульные заводские импланты, 3D-принтинговые индивидуальные эндопротезы.

Когда речь идет о послеоперационных дефектах кожного покрова, хирург продумывает, как сделать так, чтобы все было красиво с эстетической точки зрения, и реализует это в операционной. Это очень творческое направление, и этим оно мне нравится. А технологий, которые мы используем, хватает, чтобы воплотить самую смелую идею. 

Все эти исследования носят мультидисциплинарный характер, ими занимается огромный коллектив авторов. Мы вносим свой вклад в общее дело, по общим исследованиям формируем свои подходы. Например, мы разработали инновационный подход к лечению сарком с применением различных хирургических техник в комбинации с лучевой терапии. Я соавтор шести патентов на изобретения в области медицины, посвященных диагностике и лечению опухолей опорно-двигательного аппарата.

О новых решениях

Когда разрабатываем новое решение, обсуждаем сложные случаи с коллегами, обмениваемся опытом на конференциях. Все время на связи с врачами из США, Израиля, Италии, Германии и других стран, наш рабочий язык — английский. Мы советуемся, читаем статьи друг друга в научных изданиях и при необходимости уточнить что-то всегда имеем возможность связаться. В сентябре встретимся с коллегами и пациентами на международном конгрессе Debra: он в этом году впервые пройдет в формате онлайн, соберет 10 000 участников со всего мира.

О рабочем графике

Все врачи начинают свой день очень рано. В 8 утра у меня обход отделения, затем реанимации, потом я слушаю доклады ординаторов, мы проводим внутреннюю конференцию. В 9:10 — конференция учреждения, на которой мы обсуждаем операционный план всех отделений, проблемы и планы учреждения. После этого я либо ухожу в операционную, либо занимаюсь организационной работой в отделении, либо веду амбулаторный прием. Рабочий день заканчивается обычно в 20-21 час. Я всегда стараюсь быть дома хотя бы к 21-22 часам, чтобы уложить своих детей спать. Суточные дежурства, к счастью, заведующему не положены.

Об операциях

Некоторые операции затягиваются на девять часов, например, если это сложная реконструкция костей тазового пояса. Всего в год врачи нашего отделения проводят около 600 операций. На амбулаторный прием, бывает, приходят по 25–30 человек, и каждый со своей историей, своим горем — ты должен выслушать и помочь. Я начинаю прием в 13:30 и иногда задерживаюсь до позднего вечера, никому не отказываю и никого не переношу, принимаю до последнего пациента. 

Об искусстве и науке

В России очень большая редкость, чтобы хирурги могли говорить на одном языке с патоморфологами, вместе смотрели в микроскоп: в основном они работают только в операционной. В нашем центре мы обязательно принимаем участие в постановке диагноза, а не только оперируем. А значит, популярная фраза о том, что хирургия — это не только ремесло, но и наука, у нас несколько трансформируется. Я уверен, что хирургия — это прежде всего наука и искусство, а уже потом ремесло.

Об организации

Организационная работа — отдельная сложность. Я взаимодействую не только с сотрудниками своего центра, но и с региональными коллегами. Мы патронируем онкологические центры в разных регионах — от Камчатки до Калининграда. При необходимости принимаем пациентов у себя и проводим операции бесплатно, по квотам. Иногда ездим с проверками в онкодиспансеры в других городах.

Об интересе

Профессию я выбрал рано: уже в 7-8 классе понял, что медицина — это самая интересная наука, о себе и своем организме. С 10 класса я перешел в медицинский лицей, затем поступил в СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. Сначала хотел быть кардиологом, но на практике после второго курса меня поставили ассистировать на операции. Это был жуткий стресс, но меня захватило это ощущение, я понял, что хочу заниматься экстренной хирургией. Затем интернатура, ординатура, аспирантура — еще шесть лет после окончания университета. В аспирантуре я защитил кандидатскую диссертацию по теме своей научной работы: «Выявление и лечение рецидивов сарком мягких тканей». При этом не стоит забывать: специфика медицинского образования в том, что необходимо совмещать длительное обучение с работой, практикой, а затем учиться всю профессиональную жизнь. Я работал с первого курса, и за эти 15 лет прошел путь от санитара до заведующего отделением.

Что касается онкологии — я посвятил себя этой специальности в ординатуре, параллельно работая в общей хирургии. Я понял, что это самая бурно и динамически развивающаяся область медицины, постоянные инновации, все время что-то изобретается. И невероятно интересно и ценно быть частью этого процесса. К тому же это творческая «большая» хирургия, как я уже сказал, в ней проводятся нетипичные операции. 

Источник