Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

Комсомольская правда

Клеточные технологии позволяют лечить рак даже на поздних стадиях

11 июля 2016

Меланома, злокачественное образование кожи, давно и достаточно хорошо изученное врачами-онкологами заболевание. Опухоль обычно лечат хирургическим путем. Как правило, операции проходят успешно, пациенты возвращаются к нормальной жизни. Более того, это направление хирургии не стоит на месте: сейчас в ряде случаев после удаления опухоли даже не остается шрама на теле.

Но рак – заболевание коварное. Бывает, опухоль до удаления успевает дать метастазы, раковые клетки проникают вглубь организма, начинают делиться, захватывая все новые пространства. И это порой приводит к очень печальным последствиям: через какое-то время лет человек вновь серьезно заболевает.

К беде привела обычная родинка

…Шесть лет назад находящаяся в расцвете лет парикмахер Татьяна Протасевич обнаружила на плече внезапно появившуюся родинку. Женщина решила избавиться от нее при помощи особого прибора дарсонваля. «Я потом не раз горько пожалела об этом», - сказала Татьяна корреспонденту «Комсомолки».

Родинку удалить не удалось, Татьяна чувствовала несильную боль в плече. За компанию с подругой она отправилась к онкологу. Его вердикт был неутешительным: необходимо делать операцию.

Несмотря на хирургическое вмешательство, летом 2011года женщине был поставлен тяжелый диагноз: меланома кожи спины, метастазы в мягкие ткани шеи. Сделали еще две операции, удалив надключичные лимфоузлы. Но болезнь продолжала прогрессировать, достигнув третьей, уже опасной для жизни стадии.

- И тогда врачи нашего института применили разработанную ими новую методику, направленную на усиление иммунной системы самого пациента: ввели в организм клеточную вакцину, - рассказывает пресс-аташе НИИ онкологии имени Н.Н. Петрова Ирина Столярова. – За год провели двенадцать вакцинаций, достигнув очень хорошего результата: опухоль перестала расти. Хотя Татьяна по-прежнему находится под наблюдением наших специалистов, она сейчас может вести привычный для нее образ жизни.

Злокачественные клетки хитры и коварны

…Механизм образования раковых опухолей давно и хорошо известен. Все клетки, за исключением нервных, постоянно делятся. Каждый день появляется определенное количество потенциально раковых, но они быстро вычисляются и уничтожаются иммунной системой. Но защитный механизм нашего организма может дать сбой и упустить момент возникновения раковой клетки. Причины бывают самые разные: связанное с возрастом ослабление иммунитета, радиационное облучение, работа с канцерогенными веществами, вирусы. Так возникает клон быстро размножающихся опасных клеток, не подвластных контролю со стороны организма.

Есть еще одно обстоятельство: злокачественные клетки, особенно это относится к меланоме, в ходе размножения меняют свой так называемый антигенный профиль, который иногда называют их паспортом, и потому перестают распознаваться защитной системой. Более того, создавая своеобразный «организм в организме», они еще и подавляют иммунитет.

И потому ученые пришли к выводу: для того, чтобы эффективно бороться с онкологическими заболеваниями, нужно научиться восстанавливать иммунную систему пациента. Любопытно, что об этом догадывались врачи еще в позапрошлом веке. В медицинской литературе описывается такой случай. Человек, у которого была обнаружена раковая опухоль, заболел оспой. И опухоль стала исчезать. Вероятно, иммунная система, мобилизовавшись на борьбу с оспой, вновь начала уничтожать злокачественные клетки.

Однако в двадцатом веке появились распространенные сейчас во всем мире методы лечения - хирургический, химиотерапевтический и радиационный. Но, как показывает многолетняя практика, все они, наряду с достоинствами, имеют и серьезные недостатки. И сегодня иммунотерапия, которая начала развиваться на стыке столетий, считается наиболее перспективным направлением в онкологии.

Вакцину делают вручную

Заведующая научным отделом онкоиммунологии НИИ имени Петрова доктор медицинских наук Ирина Балдуева прошла путь от медсестры до известного ученого. Она занимается клеточными технологиями уже более двадцати лет.

- Суть разработанной нами методики, которая использовалась для лечения Татьяны Протасевич, других пациентов, такова, - объясняет заведующая отделом. – После предварительной подготовки, детали которой я опускаю, у больного берут кровь, затем ее помещают в специальные флаконы. Через несколько часов клетки, которые используются при изготовлении вакцины, так называемые дендритные клетки, оседают на стенках флакона. После чего их помещают в специальную среду, по составу близкую к той, что существует в организме человека. Это нужно для того, чтобы клетки обрели силу, необходимую для борьбы с метастазами. Процесс продолжается семь дней.

Следующий этап – научить клетки бороться с опухолями. В лаборатории института уже накоплен банк данных так называемых опухолевых антигенов, по сути, злокачественных клеток.

- Мы берем те антигены, которые соответствует, например меланоме, и помещаем их в ту же среду, - продолжает Ирина Балдуева. - Дендритные клетки захватывают определенные молекулы, которые находятся на поверхности опухолевых клеток, переваривают их, демонстрируют их часть на своей поверхности. Вакцина готова. Введенные в организм «модернизированные» дендридные клетки позволяют Т-лимфоцитам, которых называют клетками-убийцами, распознавать опухолевые клетки с тем, чтобы их уничтожить.

Отметим, что вакцину фактически делают вручную. Это сложная, требующая высокой квалификации работа.

Методика проверена временем

Клеточные технологии применяются не только при лечении меланомы. У пожелавшего остаться неизвестным инженера Г в 2009 году диагностировали хондросаркому правой голени. Говоря простым языком, нашли опухоль в кости. Несмотря на ампутацию ноги – другого выхода не было, метастазы проникли в легкие и ребра.

Пациент пережил еще две сложнейшие операции, но заболевание прогрессировало, достигнув четвертой стадии. Остановить его рост и тем самым спасти больному жизнь помогла начатая в 2011 году вакцинотерапия. Она продолжается и поныне.

Кстати, на первых этапах вакцинация проводится раз в две-три недели. Затем интервал увеличивается до трех месяцев, затем до полугода. При хороших результатах врачи ограничиваются ежегодными профилактическими осмотрами.

В НИИ онкологии иммунотерапию применяют уже на протяжении восьми лет. Чаще всего в сочетании с другими методами лечения. Например, в перерывах между курсами химиотерапии. Однако лишь совсем недавно специалисты пришли к выводу, что клеточные технологии способны существенно помочь онкологическим больным в третьей и четвертой стадии.

- На протяжении пяти и более лет врачи наблюдали за пациентами, которые прошли курс иммунотерапии, - говорит Ирина Столярова. – Подчеркну, что ее применяли к тяжело больным людям. Примерно у 46 процентов из них опухоль перестала расти, либо даже уменьшилась в размерах. В онкологии это считается хорошим результатом.

И что важно: почти все пациенты проходили курс вакцинации бесплатно, поскольку методика входила в финансируемую государством программу высокотехнологичной медицинской помощи. Реальная же стоимость только первого курса колеблется от 140 до 220 тысяч рублей.

Начиная с 2010 года, в НИИ онкологии провели 1585 циклов вакцинотерапии на основе дендритных клеток, лечение получили 203 пациента.

Источник