Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

spb.mk.ru

Онкологи Петербурга ждут к осени взрыва выявленных онкозаболеваний

24 июня 2020

По словам специалистов, стационары сейчас работают в штатном режиме. В больницах работают все диагностические и лечебные технологии. Но, конечно, в начале пандемии все онкологические учреждения столкнулись с определенными сложностями.

— Конечно, сложный период пандемии, который мы прошли, протекал по-разному. Были периоды, когда были закрыты от одного до пяти отделений. Но в силу того, что мы уже понимали, как нужно работать в этой ситуации, в настоящее время мы можем маневрировать с учетом эпидемиологической обстановки, с учетом обеспеченности СИЗ. И даже если сейчас возникают отдельные очаги или случаи ковидной инфекции среди пациентов или сотрудников, мы понимаем, как можно продолжать работу, не останавливая лечебно-диагностический процесс, — сообщил директор НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова Минздрава России Алексей Беляев.

По словам Беляева, онкологические стационары готовы включаться полноценно в работу: в те плановые методы лечения, которые были исключены из перечня работы с началом пандемии. Но пока врачи ждут распоряжения главного санитарного врача города.

— Пандемия очень повлияла на нашу работу. Не выбила, конечно, из колеи, но коренным образом изменила. Мы сделали акцент на том, чтобы предотвратить попадание инфекции в центр, защитить коллектив от инфицирования и обеспечить безопасность больных. Риски у онкологических больных заболеть коронавирусной инфекцией выше, протекает она у них тяжелее и может представлять даже большую опасность для пациента, чем злокачественная опухоль, — говорит директор Санкт-Петербургского клинического научно-практического центра специа­лизированных видов медицинской помощи (онкологический) Владимир Мои­сеенко. — Мы многое изменили в своей работе. Мы рассматриваем каждого приходящего к нам амбулаторного пациента как потенциально ковидного. Поэтому все сотрудники, которые работают на амбулаторном этапе, защищены максимально: используются респираторы, очки, перчатки, халаты. При госпитализации мы уделяем внимание, чтобы не допустить попадание пациентов с коронавирусной инфекцией. И мы видим плоды этой работы. Польза от нее несомненная.

С серьезными проблемами столкнулся поначалу и городской онкодиспансер.

— Пандемия застала врасплох с точки зрения эпидемиологических мероприятий. На первом этапе даже были закрыты на карантин несколько отделений, так как были заносы извне, — говорит главный специа­лист по клинической онкологии Городского клинического онкологического диспансера Рашида Орлова. — А потом появилось распоряжение главного эпидемиолога о том, что необходимо госпитализировать уже с анализом на COVID. Но все равно заносы были. Были у пациентов и проблемы с получением результата анализа. Мы очень долго ждали лицензию на проведение тестов на определение COVID в своем учреждении. И, наконец, когда мы ее получили, у нас появилась возможность самим определять наличие вируса у пациентов в течение 6 часов. Сейчас каждый госпитализированный на круглосуточную койку больной за сутки до госпитализации делает нативную компьютерную томографию, это малодозный режим, но при нем можно выявить пневмонию. И если КТ дает отсутствие пневмонии, мы делаем анализ на COVID, и в течение 6 часов получаем анализ. Только такой пациент у нас госпитализируется. Конечно, это замедляет процесс госпитализации. Тот объем, который мы можем выполнить в рамках ОМС, снижается. С другой стороны, некоторые пациенты сами отказываются делать КТ, говоря о том, что это дополнительное облучение. В дневном стационаре на проспекте Ветеранов работают 45 коек. Сам стационар работает в две смены. Туда больные поступают с анализом на COVID, который делают по месту жительства, и делают КТ. На сегодня мы всем обеспечены.

Пациенты, вы где?

Но все-таки главная проблема, с которой столкнулись онкологические учреждения — резкое уменьшение первичных пациентов. При этом эксперты понимают, что рак никуда не делся. Просто во время коронавирусных запретов его практически не выявляют, так как первичное звено — поликлиники — сейчас практически не работает.

— Подавляющее число больных, которые получают лечение в нашем центре — это повторные пациенты, которые длительное время лечатся и получают лучевую терапию, лекарственное лечение, а новых больных нет. Точнее, их стало значительно меньше, — сообщил Владимир Моисеенко.

Об аналогичной проблеме сообщили и другие эксперты. Как отметила Рашида Орлова, до пандемии в ее учреждении еженедельно было до 2400 посещений поликлиники. Сейчас еженедельно регистрируется около 1400 обращений, из них первичных больных — около 200.

— Учитывая, что не работает первичное звено, пациенты не доходят до нас для специфического лечения, для диагностики, — говорит Рашида Орлова. — Мы должны рассмотреть мероприятия, которые предусматривают маршрутизацию первичных больных, которых нужно выявлять на первичном этапе и направлять в специализированные учреждения. Жизнь не останавливается во время пандемии. Мы должны сделать все, чтобы онкобольные к нам поступали вовремя.

Снижение количества первичных больных Алексей Беляев связал и со страхом самих пациентов обращаться во время пандемии к врачам.

— Когда появилась информация, что есть риск заразиться в поликлинике и больнице, то, конечно, обращаемость по поводу непонятных жалоб уменьшилась. Ранняя диагностика сошла на нет. Кроме того, мы отменили диспансеризацию пациентов, которые были выписаны после лечения. Мы их должны периодически вызывать, осматривать, видеть начало рецидива. Все это было остановлено на два месяца, — сообщил Алексей Беляев. — И я думаю, что сейчас нам надо уже подключаться к этой работе и наверстывать.

Как сообщил Владимир Моисеенко, 25 мая он направил в Комитет по здравоохранению письмо с просьбой рассмотреть вопрос об открытии первичного звена для первичного приема пациентов с подозрением на злокачественные опухоли.

— Достаточно, если бы работали врач общей практики и онкологи. Учитывая, что население боится посещать медицинские учреждения, прием онколога не был бы перегружен на первом этапе. Попутно нужно разъяснять населению, что эпидемиологическая ситуация улучшается, уже есть опыт по защите персонала и пациентов. Те риски, которые были, на сегодня минимизированы. Надо говорить об этом населению и мотивировать в случае необходимости обращаться, — уверен Владимир Моисеенко.

Как отметил эксперт, с проблемой резкого снижения количества первичных пациентов столкнулись многие страны, в которых были введены коронавирусные ограничения.

По мнению Алексея Беляева, сами онкологические учреждения должны возобновить работу по профилактике заболеваний.

— Нужно искать те заболевания, которые чаще всего встречаются: рак кожи, рак молочной железы у женщин, колоректальный рак, рак желудка, рак легких, предстательной железы. Определяя группы риска по возрасту, надо обратить внимание населения на обследования по поводу этих заболеваний. На те мероприятия, которые государство проводило в рамках диспансеризации. Надо сейчас быстрее возвращаться, создавать программы скрининга, потому что диспансеризация — все равно не скрининг. Мы замерли на эти два-три месяца, как будто жизнь остановилась, — говорит Алексей Беляев.

Взрыв неминуем

Увы, стремление защитить население от одного заболевания — COVID-19 — неминуемо приведет к росту числа выявленных онкологических заболеваний. Что гораздо страшнее — выявляться рак будет на более поздних стадиях.

— Количество больных с ранней стадией уменьшится, а количество выявленных на 3-4 стадии увеличится. Наверное, это скажется и на показателе одногодичной летальности. Это было неизбежно, — говорит Алексей Беляев.

Эксперты признают — к концу года показатели по раку и онкологическая ситуация в целом ухудшатся.

— И потребуются большие материальные затраты для того, чтобы решать этот вопрос. Потому что лечение пациентов с ранними формами рака значительно дешевле, чем запущенных. Надо это уже сейчас решать, и это решение должно быть на уровне исполнительной власти, — говорит Владимир Моисеенко. — Ситуация с каждым днем становится все более острой. И если в ближайшее время не будет принято какое-то решение, то мы будем иметь к осени очень серьезное увеличение числа пациентов с запущенными стадиями.

Для примера эксперт рассказал о ситуации, сложившейся в детском отделении его центра. Обычно оно всегда заполнено. Сейчас половина коек свободна. А ведь дети продолжают заболевать.

— Пока не принято какое-то административное решение, важно разъяснять людям, что нельзя сидеть и ждать. Нужно идти, минуя первичное звено, в специализированное учреждение. Мы готовы их обследовать и оказывать помощь, — говорит Владимир Моисеенко.

По словам Рашиды Орловой, структура заболеваемости, скорее всего, не изменится: «Возможно, увеличится количество рака легкого, потому что мы достаточно часто делаем больным рентгенологическое исследование легких».

Будьте бдительны!

Коронавирусные ограничения — не повод не следить за собой. Советы, которые онкологи давали раньше, не изменились.

Вам нужно обратиться к специалисту, если:

  • есть изменения на коже, которые беспокоят, и есть подозрения на кожные опухоли.
  • имеются визуальные локализации в молочной железе.
  • появились симптомы, связанные с нарушением аппетита, похуданием.

— Раньше пациенты обращались в поликлиники. Но что делать сейчас? Мы готовы принять этих больных. Ситуация будет только хуже, если не объяснить населению, что ждать нельзя, — говорит Владимир Моисеенко. — Не все информированы, что работают онкологические учреждения.

Считается, что все закрыто. Мы продолжаем оказывать помощь!

Рашида Орлова согласилась с коллегой в том, что людям нужно быть внимательнее к себе: «Нужно чувствовать себя. Если есть признаки или сомнения, надо обращаться в специализированные учреждения. Мы готовы принимать больных».

Плюсы пандемии

Это может показаться странным, но введенные на время пандемии ограничения в итоге позволили медицинским учреждениям опробовать новые схемы работы, которые дали положительные результаты. Их решено сохранить и после того, как коронавирусные ограничения будут сняты.

— Жизнь заставляет пересматривать много позиций, как мы не будем делать. Раньше наше учреждение было как проходной двор. Пациенты могли приходить и утром, и вечером. Никогда мы не вернемся к тому, что будет проходной двор. Мы пошли другим путем — уменьшаем время пребывания пациента в стационаре. И это тоже сохранится. Более того, сейчас человек прибывает на госпитализацию уже обследованным по всем параметрам, а через 5-6 дней уже выписывается. Это тоже желательно сохранить, — сообщил Алексей Беляев.

Рашида Орлова напомнила, что в конце 1980-х — начале 1990-х в онкологических больницах не было такого массового посещения, которое наблюдалось в последние годы.

— Был пропускной режим, к пациентам приходили по определенным часам. И ничего плохого в этом нет, — говорит Рашида Орлова. — У нас сейчас закрыто посещение, и мы стараемся это поддерживать.

Как объяснил директор Санкт-Петербургского клинического научно-практического центра специализированных видов медицинской помощи (онкологический) Владимир Моисеенко, запрет на посещения введен для того, чтобы обезопасить больных и персонал. Риски от посещений достаточно велики.

Однако, как единогласно говорят эксперты, в особых случаях родственник, конечно, может пройти к болеющему пациенту. Но только пройдя обследование, сдав анализы и используя СИЗ.

«Белые ночи» пройдут онлайн

Форум «Белые ночи» в этом году будет проходить в онлайн-режиме. Организаторы пришли к мнению, что форум должен обязательно состояться, так как онкологические проблемы никуда не ушли.

— Пандемия не могла помешать его проведению. Мы решили сохранить полноценный формат форума, за исключением того, что он будет в режиме онлайн, — сообщил директор НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова Минздрава России Алексей Беляев. — Будут приглашены ведущие специалисты страны и мира. Форум будет проходить четыре дня. На него приглашено более сотни ведущих специалистов, экспертов из-за рубежа, которые примут участие, выступив с докладами. Будет множество образовательных мероприятий. И в том числе предусмотрены мероприятия для пациентских сообществ, потому что форум — это мероприятие для всех, кто имеет отношение к онкологии.

Источник