Агентство социальной информации
«Школу научных исследований для молодых онкологов» провели в Москве
10 октября 2024
29 специалистов из Калининграда, Петербурга, Донецка, Читы и Москвы под руководством лучших онкологов страны учились собирать и анализировать данные клинических исследований.
Бесплатный образовательный курс «Школа научных исследований для молодых онкологов» проводится в Москве с 2022 года.
На лекциях и индивидуальных консультациях лучшие российские специалисты в области онкологии, медицинской статистики и клинических исследований делятся опытом организации и проведения исследований от дизайна и построения гипотезы до обработки данных и публикации результатов.
В 2024 году было подано 105 заявок на участие от молодых специалистов в области онкологии. Это втрое больше, чем получила предыдущая школа. Научный комитет и совет РакФонда, по инициативе которого проводится школа, пригласили в Москву на очный этап 29 талантов.
Бесплатный интенсив прошел с 11 по 14 сентября в отеле Holiday Inn Sokolniki. Участники высоко оценили школу в целом и то, насколько грамотно и эффективно была выстроена логистика работы и жизни в эти дни. Все особенно выделяли качество практической работы в группах с менторами, за что организаторы благодарны бессменному партнеру — Российскому обществу клинической онкологии (RUSSCO) и Фонду президентских грантов.
Как рассказала директор РакФонда, руководитель проекта Юлия Атаманюк, эффективность работы школы оценивается по многим параметрам, один из главных — вероятность инициации в дальнейшем собственных исследований:
«Большая часть участников школы (более 80% опрошенных) указали в анкетах, что теперь, доработав протоколы своих исследований, наверняка их реализуют. И это, безусловно, важно, поскольку основная задача школы — стимулировать развитие исследовательской деятельности в России и улучшить качество исследований в сфере онкологии».
По итогам работы школы возможность получения финансирования на проект «Номограмма для прогнозирования патоморфологического ответа и выживаемости у больных ранним трижды негативным раком молочной железы (ТНРМЖ)» получила Шейда Абдуллаева, врач-онколог Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Петрова (Санкт-Петербург). По ее словам, иммунотерапия активно внедряется в лечение ТНРМЖ:
«Однако на сегодняшний день отсутствуют эффективные биомаркеры, позволяющие определить группу пациентов, нуждающихся в интенсификации терапии».
Шейда Абдуллаева:
«Определение групп риска на основе клинико-морфологических показателей поможет выделить высоких ответчиков на неоадъювантную химиотерапию с благоприятным прогнозом. В исследование я планирую включить 250 пациентов c ТНРМЖ I-III стадии. Будут оценены клинико-морфологические показатели, включая уровень опухоль инфильтрирующих лимфоцитов (TILs) до начала неоадъювантной терапии в биопсийных образцах. На основе анализа этих данных будет создана номограмма, предсказывающая достижение полного патоморфологического ответа (pCR) и риск рецидива. Номограмма позволит выделить группу пациентов с ТНРМЖ благоприятного прогноза с высокой частотой pCR и высокими показателями выживаемости. Тем самым на основе клинико-морфологических показателей мы сможем потенциально избежать применение иммунотерапии у больных с отличным прогнозом только на неоадъювантную химиотерапию».
Члены экспертного совета о «Школе научных исследований для молодых онкологов»:
Татьяна Семиглазова, заведующая научным отделом инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации НМИЦ онкологии имени Н. Н. Петрова, профессор кафедры СЗГМУ имени И. И. Мечникова, член правления RUSSCO, профессор, доктор медицинских наук, Санкт-Петербург:
«У молодых специалистов есть несколько острых профессиональных запросов и потребностей, которые играют ключевую роль в их становлении и развитии. Прежде всего для молодого специалиста крайне важна поддержка более опытных коллег, которую в том числе можно получить в «Школе научных исследований для молодых онкологов». Регулярное обсуждение последних новостей ведущих медицинских сообществ позволяет не только быть в курсе последних тенденций, но и грамотно интерпретировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Разбор сложных клинических случаев с наставником способствует развитию ключевых профессиональных навыков, таких как клиническое мышление, грамотная коммуникация с пациентами и коллегами. Эти навыки играют важную роль в повседневной практике врача и напрямую влияют на качество медицинской помощи».
Михаил Масчан, заместитель генерального директора по науке, директор Института молекулярной и экспериментальной медицины НМИЦ ДГОИ имени Д. Рогачева, доктор медицинских наук, Москва:
«Нетворкинг для людей, которые начинают карьеру в медицине и в медицинских исследованиях, — это важная вещь, потому что во всем мире профессионалы давно поняли, что гораздо лучше будет, если они объединят результаты и решат какую-то задачу, чем будут каждый сидеть в своем домике. Здесь, в рамках школы, люди вместе не только работают, но и проводят время, обедают, общаются, есть большая вероятность, что, когда они превратятся в зрелых исследователей, у них будет дополнительная причина, почему надо дружить и объединяться, а не соперничать».
Олег Гладков, заслуженный врач РФ, член правления RUSSCO, главный редактор, автор и председатель рабочей группы по разработке практических рекомендаций RUSSCO, доктор медицинских наук, Челябинск:
«Школа даст возможность проводить исследования по самым важным проблемам онкологии, познакомиться с методологией исследований и правильности выбора важнейших направлений исследовательской деятельности (высокой актуальности научных работ). Школа позволяет формировать ученых-профессионалов».
Сергей Гордеев, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник, хирург-онколог хирургического отделения № 3 НИИ клинической онкологии НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина:
«Такая школа России и онкологам нашей страны действительно необходима, потому что доля исследований сейчас не настолько высока, как хотелось бы. Одна из проблем — в недостатке информации о том, как правильно строить дизайн исследования и само исследование. А без этого инноваций сложно ожидать. Мы не можем двигаться вперед, показать разработку, если не знаем, как ее правильно оформить, как распланировать исследование… Я рад, что есть подвижники, которые меняют ситуацию к лучшему. И школа РакФонда — один из ярких примеров».