Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием

Вечерний Санкт-Петербург

Внутренний враг: по данным на 2024 год в Петербурге состоит на учете 174 470 пациентов со злокачественными новообразованиями

19 августа 2024

А за прошлый год было зарегистрировано 28,9 тыс. новых случаев заболевания

«Меня это не коснётся!» — типичная мысль большинства при упоминании онкологии. Не тут-то было. Это именно тот случай, когда «избранным» может стать каждый.

От истоков

Рак — диагноз, от которого жизнь неоспоримо делится на «до» и «после». Про него слышали жители всех уголков нашей планеты, но изучать тему глубже люди начинают, когда может быть уже поздно. Меж тем онкология — совершенно не новый вид заболевания. По словам заведующей научным отделом онкоиммунологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Ирины Балдуевой, первое упоминание о раке встречается в древнеегипетском медицинском «папирусе Эдвина Смита» (XVI век до н. э.). Гиппократ (400 лет до н. э.) первым начал диагностировать доброкачественные и злокачественные опухоли. В 1850-х годах Рудольф Вирхов обнаружил в опухолях бесконтрольное деление клеток и назвал это неоплазией. «Рак (неоплазия) — это собирательный термин, охватывает широкую группу онкологических заболеваний, которые могут поражать любые органы и системы организма человека», — объяснила эксперт.

К слову, само название болезни также появилось благодаря Гиппократу — злокачественные образования он обозначил словом karkinos, что в переводе с греческого означает «рак». Опухоли в разрезе напоминали великому учёному этих членистоногих.

Больше — значит лучше?

По данным портала «НМИЦ радиологии» Минздрава России, число онкологических пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением, в 2023 году составило более 4,16 млн человек. Также было выявлено около 675 тыс. новых случаев злокачественных новообразований (ЗНО). Годом ранее в стране впервые было впервые выявлено 625 тыс. случаев, а по сравнению с 2021-м рост данного показателя составил 7,6%.

Как рассказал «Вечернему Санкт-Петербургу» главный внештатный специалист-онколог городского комитета по здравоохранению Дмитрий Гладышев, на конец июня 2024 года в городе состоит на учёте 174 470 пациентов с ЗНО, а за прошлый год было зарегистрировано 28,9 тыс. новых случаев заболевания. Специалист уточнил, что у одного пациента может быть более одной опухоли. Соответственно число новых случаев всегда выше, чем число пациентов, которым впервые в жизни установлен диагноз.

Как видно, динамика кажется далеко не положительной, но стоит взглянуть на ситуацию под другим углом: заболеваемость в онкологии — индикатор позитивный, так как показывает, скорее, уровень выявляемости патологии. «Рак — заболевание со скрытым течением. Если обратиться к международным базам данных — самые низкие уровни заболеваемости будут в африканском регионе, в разы ниже, чем в России. А самые высокие — в Западной Европе, Северной Америке и Японии. Таким образом заболеваемость онкологическими заболеваниями — индикатор эффективности скрининговых программ и доступности медицинской помощи», — объяснил эксперт.

С 2019 года в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» и одноимённой региональной программой в городе создаются центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОПов). На сегодняшний день работают 19 ЦАОПов, предоставляющих всё необходимое для обеспечения первичной специализированной медицинской помощи онкобольному. По словам председателя комитета по здравоохранению Дмитрия Лисовца, число принятых в ЦАОП пациентов в 2023 году составило 232,686 тыс. человек, что на 20,5% больше по сравнению с 2022-м.

Дмитрий Гладышев отметил, что с 2019 года также была проведена централизация онкологической службы: «выделены “” «якорные» “” медицинские организации, хорошо оборудованные и укомплектованные узкими специалистами, проведено обширное дооснащение медоборудованием. Количество врачей-онкологов, которые непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи увеличилось на 100 человек, и речь не про занятые ставки, а про число физических лиц».

В результате, как уже сообщал «Вечерний Санкт-Петербург», выявляемость злокачественных новообразований на ранних стадиях выросла в Петербурге с 55,3% в 2019 году до 60,4% в 2023 году. Повышается и качество лечения этой опасной болезни.

Однако профилактика необходима по-прежнему. По мнению врача-онколога Евгения Тыщенко, необходимо повышать осведомлённость людей об онкологии: здоровым людям слушать про болезнь зачастую не очень приятно. Также он отметил, что в интернете распространяется много негативной информации, что отпугивает людей от лечения, и «многие до последнего просто не обращаются за помощью».

Оценка власти

Павел Крупник, лидер фракции «Единая Россия» в ЗакСе:

— Вопросам онкологии, в том числе раку лёгкого, сейчас в России уделяется большое внимание. Разработаны соответствующие программы в сфере здравоохранения, выделяется финансирование. Лечение онкологии в нашей стране проводится по утверждённым протоколам, соответствующим самым высоким мировым стандартам.

Но говоря это, я прекрасно понимаю, что следом возникает вопрос — почему же тогда по-прежнему люди умирают от рака? Почему онкологическое заболевание в России считается не просто заболеванием, а тяжким испытанием для всей семьи? К сожалению, в России часто рак выявляется на достаточно поздней стадии, хотя мы все понимаем, что от ранней диагностики, от своевременности обращения к специалистам зависит иногда жизнь человека.

Я бы выделил здесь две основные задачи, которые невозможно быстро решить, но работать над которыми нужно.

Обнаружение рака лёгкого на ранней стадии — это в первую очередь вопрос онкологической настороженности наших врачей. В идеале, врач любой специальности любого медицинского учреждения должен обратить внимание на симптомы, которые, возможно, говорят о раке. Рак часто маскируется под другие болезни, поэтому ранняя диагностика онкологии зависит от онкологической настороженности не только онкологов, но и врачей общей практики. Это вопрос профессиональной подготовки врачей, и это требует времени.

Вторая задача — это отношение самих граждан к своему здоровью. Как бы скучно это ни звучало, но важно знать признаки злокачественных новообразований, обращать внимание на состояние своего здоровья, регулярно проходить диспансеризацию.

Именно поэтому я продолжаю настаивать на том, что любая программа в сфере здравоохранения должна включать в себя информационную работу. Разъяснительная работа в области профилактики, диагностики и лечения рака — это наша общая задача: и законодателей, и специалистов здравоохранения, и, конечно, журналистов.

Изменение поведения людей, готовность каждого человека брать на себя ответственность за своё здоровье — такие изменения менталитета общества не происходят быстро. Но если хотя бы несколько человек в день задумается о своём здоровье, это уже большое дело.

Источник