Уважаемые посетители НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова! Обратите внимание, что в пос. Песочный на Ленинградской улице располагаются три разных онкоцентра. При планировании визита запомните наш адрес: СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 68.
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения вкл.выкл.
Обычная версия сайта
ENG
Запись на прием
Личный кабинет

Доктор Питер

Можно ли заразиться раком: онколог Максим Котов рассказал, в каком случае это реально

17 августа 2023

Мир меняется, совершенствуется, за последние полвека случились серьезные прорывы в медицине и науке. Но до сих пор рак остается одним их главных страхов людей, порождая множество мифов и заблуждений.

Заразен ли рак? Есть ли заговор фармацевтических компаний? Лечение рака хуже самого рака? В издательстве «Эксмо» вышла книга «Правда о раке», в которой автор — врач-онколог НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Максим Кото разбирает мифы о причинах онкологических заболеваний.

С разрешения издательства «Доктор Питер» публикует фрагменты книги о том, какие мифы связаны с диагностикой и лечением рака.

Рак заразен?

Злокачественная опухоль может развиться всего из одной клетки, которая приобрела возможность бесконтрольно размножаться, но утратила способность к апоптозу — запланированной гибели. То есть причина появления опухоли всегда одна: мутация. Поэтому заразность рака — миф.

Онкологические заболевания не переносятся по воздуху, и заразиться раком через кровь или слюну невозможно!

Соответствующие исследования проводились шведскими учеными, которые проанализировали 350 000 случаев переливания крови и не нашли никакой связи между развитием злокачественных опухолей и донорской кровью даже в том случае, когда донор уже болел раком, сам об этом не зная.

Чтобы болезнь считалась заразной, нужен возбудитель (бактерия или вирус) и путь передачи: плохо вымытые руки, близкий контакт с заболевшим и другие общепринятые способы получить инфекцию. Но есть важный момент: инфекции могут быть причиной развития онкологических заболеваний. То есть передается не рак, а, например, вирусы или бактерии, которые увеличивают риск заболеть.

По последним данным Всемирной организации здравоохранения, 16,1% всех злокачественных опухолей так или иначе связаны с инфекцией. Но даже в этом случае инфекция необязательно приведет к раку. Увеличивается только риск заболевания.

Есть давно известные инфекции, которые могут спровоцировать развитие злокачественных опухолей.

Вирус папилломы человека (ВПЧ) увеличивает риск развития рака шейки матки и влагалища. У мужчин он иногда провоцирует развитие опухолей пениса. В совсем редких случаях с ним связывают злокачественные образования анальной зоны, а также рта и мягких тканей головы и шеи. Чаще всего ВПЧ передается при половых контактах, но могут быть и другие способы передачи. Хорошим способом профилактики являются вакцины против папилломавируса. Они защищают от его наиболее онкогенных (способных вызвать развитие злокачественных опухолей) штаммов. В тех странах, где от ВПЧ вакцинируют всех детей, количество рака шейки матки снизилось почти до нуля.

Вирус Эпштейна — Барр увеличивает риск развития опухолей лимфатической ткани, а также рака носоглотки. Инфекция передается воздушнокапельным и бытовым путем (через посуду). Носителями вируса Эпштейна — Барр является большинство населения планеты. Однако ни эффективного лечения, ни вакцины против него пока не разработано. Некоторые надежды ученые возлагают на генную терапию.

Вирусы гепатитов В и С вызывают воспаление печени, на фоне которого может развиться рак. Вирусы передаются половым путем, а также через кровь — при повторном использовании шприцев или при неправильной обработке стоматологических и маникюрных инструментов. Сейчас есть эффективная вакцина от гепатита В, а также способы лечения гепатитов В и С.

Герпес-вирус 8-го типа — это редкий вариант инфекции, он работает в связке с ВИЧ и провоцирует саркому Капоши с поражением кожи и лимфатических узлов. Герпес-вирус 8-го типа передается при половых контактах, а также через кровь и слюну. От него нет вакцины или лечения, но есть эффективные препараты, которые подавляют активность ВИЧ.

T-лимфотропный вирус человека вызывает злокачественные новообразования лимфоидной и кроветворной ткани — Т-клеточный лейкоз и Т-клеточную лимфому. Вирус встречается очень редко, а потому против него созданы только экспериментальные вакцины.

ВИЧ-инфекция может стать причиной развития злокачественных новообразований лимфоидной и кроветворной тканей, а также других опухолей. Прежде всего за счет снижения иммунитета и высокой вероятности заражения вторичными инфекциями, возбудители которых имеют онкогенное действие.

Кроме вирусов существуют бактерии, которые могут увеличивать риск возникновения онкологии. Например, хеликобактер пилори. Она вызывает гастрит и язвенную болезнь желудка, а это увеличивает риск рака желудка. Бактерия передается с пищей и водой, а также при близком контакте. Хеликобактер есть у многих людей, но лечения требует только при воспалении слизистой желудочно-кишечного тракта. Основа терапии — различные комбинации антибиотиков.

Рак — это заговор фармацевтических компаний?

Бытует мнение, что лекарство от рака давно изобрели, но его никому не показывают, потому что это невыгодно крупным фармацевтическим компаниям, якобы заинтересованным в том, чтобы миллионы больных людей покупали их плохо работающие лекарства, которые не помогают, но при этом стоят очень больших денег. Почему это миф — давайте разбираться.

Существует теория заговора Большой Фармы, она утверждает, что крупные фармкомпании и медицинское сообщество в целом действуют против блага человека — скрывают эффективные методы лечения самых тяжелых заболеваний или даже ухудшают их. А еще придумывают новые болезни, чтобы продавать от них свои лекарства. Адепты этой теории утверждают, что давно уже изобрели лекарства от ВИЧ, что вакцины от COVID-19 не работают, а диабет давно можно вылечить одной таблеткой, но этого не делают, потому что невыгодно. А еще, конечно, есть лекарство от рака, но оно хорошо спрятано. Зачем же это нужно фармацевтическим компаниям? У сторонников теории заговора есть вариант, что лекарство от рака слишком простое и дешевое и такую формулу не получится запатентовать. Тогда лекарство смогут делать все производители, рак вылечат и злые фармкомпании останутся без доходов.

Конечно, фармкомпании работают ради прибыли, и важно помнить, что разработка и испытание любого препарата стоят больших денег. Но появление на рынке препарата, эффективного против всех онкологических заболеваний, принесло бы компании огромные доходы. Запатентованное лекарство от рака — это не только огромные деньги, которые заработает фармкомпания, но и возможная Нобелевская премия, деньги на новые исследования и репутация фармацевтической компании, которая смогла победить рак. Поэтому только очень странные люди отказались бы от такого патента ради того, чтобы и дальше получать деньги за обычные лекарства.

Тот, кто считает, что можно придумать единое лекарство от рака, не очень хорошо разбирается в механизмах развития онкологических заболеваний.

Каждый случай онкологического заболевания уникален. Невозможно охватить все виды злокачественных опухолей одним способом лечения. Не стоит забывать и о том, что медицина безостановочно развивается, количество смертей от онкологических заболеваний снижается, постоянно появляются новые методы, которые помогают вылечить рак. Получается, что чем дальше, тем менее выгодно скрывать одно лекарство от всех онкологических заболеваний.

Важная деталь: в фармкомпаниях работают такие же люди, которые могут заболеть сами или могут заболеть их близкие. Но по теории заговора получается, что даже в такой ситуации никто ничего не рассказывает. Очень странная Большая Фарма, которая даже в этом случае продолжает молчать. Есть ли заговор? По примерным оценкам, количество людей, которые являются участниками такого заговора, — больше 500 000 человек. Невозможно, чтобы столько человек знали какую-то тайну и сохранили ее. Информация быстро бы распространилась, и об этом чудесном лекарстве от рака знало бы уже все человечество — даже если предположить, что можно взять и придумать одно-единственное лекарство от различных видов рака.

Лечение рака хуже самого рака?

Если обратиться к художественным образам, то классический облик онкобольного в фильмах и сериалах — это человек, постоянно испытывающий боль, тошноту, а также множество других неприятных симптомов без гарантий выздороветь. Неудивительно, что многие пугаются не столько заболевания, столько побочных эффектов от лечения рака. На самом деле так бывает далеко не всегда.

Когда врач и пациент обсуждают лечение, то они думают о двух вещах: эффективность лечения и качество жизни на фоне лечения.

Мы можем вылечить опухоль полностью или достигнуть стойкой ремиссии, но качество жизни будет ужасное, и пациент будет думать, зачем он вообще на это согласился. Здесь важен баланс и обязательное разностороннее обсуждение всех вариантов лечения перед его началом. Доказано, что 86% людей хотят знать все о своем злокачественном образовании: как оно появилось, как его лечить, какие методы будут применяться. Где-то 14% пациентов полностью доверяют врачу. В основном пациенты хотят, чтобы решения по поводу их лечения принимались совместно.

Как это работает? Основная задача лечения рака — уничтожить злокачественные клетки, которые распространяются по организму и вредят своему носителю. Убирать исключительно онкологические клетки человечество еще не научилось. Получается ситуация сродни охоте на муху, когда в погоне за насекомым может пострадать вся домашняя обстановка, если муха села на стеклянную вазу. При таком воздействии могут быть побочные эффекты, в нашем примере это ваза, которую расколотили, чтобы избавиться от непрошеной гостьи. Побочные эффекты при лечении — это проблемы, которые возникают, если методы терапии затрагивают здоровые ткани или органы. Самый известный пример — выпадение волос на голове и тошнота при химиотерапии.

Автор текста:Ирина Фигурина

Источник