Экспертиза качества медицинской помощи: История болезни должна быть прозрачной и проверяемой
Дата публикации: 03.10.2019
Ознакомиться с программой мероприятия, а также зарегистрироваться для офлайн и онлайн-участия вы можете перейдя по ссылке
Если раньше экспертиза качества медицинской помощи проводилась выборочно, по жалобам пациентов, запросам судебных органов, то в настоящее время она приобрела системный характер. В каком случае назначается экспертиза качества медицинской помощи? Как она проходит и кем проводится? Какие наиболее частые нарушения встречаются экспертам? Можно ли оспорить их выводы? На эти и другие вопросы во время научно-практической конференции «Актуальные вопросы амбулаторной онкологии и сопроводительной терапии с мастер-классом», которая пройдет 17-18 октября 2019 г. в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова, ответят Петр Викторович Гуринов, начальник отдела качества медицинской помощи ТФОМС СПб и Елена Викторовна Ткаченко, эксперт в сфере обязательного медицинского страхования по специальности «Онкология», заведующая отделением краткосрочной химиотерапии НМИЦ онкологии им. Н.Н.Петрова.
С конца 2018 г. эксперты стали получать от страховых компаний и территориальных фондов ОМС шквал историй болезней и амбулаторных карт пациентов для экспертизы и реэкспертизы. «Если раньше такие запросы были единичны, то в настоящее время, например, мне приходится проверять по 200-300 документов в месяц», - отмечает Елена Викторовна Ткаченко.
Петр Викторович Гуринов подчеркивает, что согласно приказу ФФОМС от 28.02.2019 N 36 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» - 100% историй болезней пациентов, получивших противоопухолевую лекарственную терапию в стационаре или дневном стационаре, должны проходить проверку. Экспертизе подвергаются и истории болезни пациентов частных клиник, работающих в сфере ОМС. Также проводится экспертиза медицинских карт онкологических больных, которые лечились противоопухолевыми лекарственными препаратами амбулаторно.
Экспертизу проводят врачи-онкологи, имеющие не менее, чем десятилетний стаж работы, прошедшие специализированное обучение и получившие удостоверение по экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Все они включены в реестры, которые размещены в открытом доступе на сайтах территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации. В некоторых регионах подготовленных специалистов немного, а еще меньше среди них тех, кто действительно занимается этой деятельностью.
В подавляющем большинстве субъектов РФ, как правило, один онкологический диспансер, даже если в нем работает аттестованный эксперт, то он не имеет права проверять свое медицинское учреждение, медицинские документы тех пациентов, в лечении которых он сам участвовал. «Поэтому ко мне на экспертизу документы приходят со всей России: от Южносахалинска до Калининграда», - сетует Ткаченко.
По запросу и по договору со страховыми компаниями эксперт проводит первичную экспертизу, например, историй болезней, по договору с территориальными фондами ОМС – реэкспертизу, то есть он изучает первичную экспертизу, правомерность сделанных заключений, на основании которых к медицинскому учреждению могут быть применены финансовые санкции за конкретные нарушения. При проведении экспертизы качества оказания медицинских услуг эксперт не получает процентов от примененных санкций. Поэтому она проводится объективно, но, безусловно, результат ее зависит от квалификации эксперта.
Елена Викторовна Ткаченко делится личным опытом: «Достаточно часто при проведении реэкспертизы мне удается доказать неправоту эксперта, проводившего первичную экспертизу, и снять с конкретного врача обвинения в неправомерности действий».
«Иногда бывает, что врачи «на местах» не согласны с экспертом, который их регулярно проверяет и по их инициативе документы отправляются на реэкспертизу к другому врачу, в другой регион», - соглашается с ней Гуринов.
Какие нарушения можно назвать самыми частыми? Существует правило – история болезни должна быть прозрачной и проверяемой, она должна быть понятна эксперту. Необходимо соблюдать правила написания диагноза и правила заполнения истории болезни. Некоторые этим пренебрегают.
«Онкологический больной – повторяющийся, при проведении химиотерапии обязательно фиксируется его рост, вес, площадь поверхности тела. Очень часто это пишется единожды, в амбулаторной карте», - подчеркивает Е.В. Ткаченко.
«Когда эксперт проверяет истории болезни, то у него есть только то, что у него есть. И если в этой истории болезни нет данных о росте и весе пациента, то невозможно проверить правильность доз препаратов. И это уже повод для применения к медицинской организации финансовых санкций. А ведь всего лишь необходимо указать это в истории болезни, несмотря на то, что такая запись есть в амбулаторной карте», - делится она нюансами работы эксперта.
Есть общие принципы, а есть детали, которые должны быть в истории болезни и амбулаторной карте. Профилактика кардиоваскулярной токсичности, противорвотная, сопроводительная терапия – все детали их проведения должны быть видны и понятны в медицинском документе.
В настоящее время эксперты добились того, что истории болезни пишутся так, что их можно читать – с датами, с ростом и весом, но вот тут-то стали видны реальные ошибки – не соблюдение сроков, доз и схем.
«Сегодня каждый пациент медицинского учреждения в сфере ОМС может быть уверен, что правильность назначения ему химиотерапии проверяется. И это на совести эксперта», - утверждает Петр Викторович Гуринов.
Елена Викторовна Ткаченко признается: «Почему я занимаюсь экспертизой? Это мне интересно, интересно, что происходит в других регионах. Ну, наверное, может это и наивно прозвучит – чтобы повлиять каким-то образом на ситуацию с лечением пациентов.
Я много лет проработала в клинических исследованиях и привыкла раскладывать все по полочкам и четко. Каждое свое слово в экспертном заключении я обосновываю - законами, приказами, рекомендациями. За год я провела около 3000 экспертиз и реэкспертиз».
Эксперты уверены, если врачи поймут, что их оценивают опытные специалисты, то они будут тщательнее работать.
Подробнее об экспертизе качества медицинской помощи Елена Викторовна Ткаченко и Петр Викторович Гуринов расскажут 18 октября на научно-практической конференции «Актуальные вопросы амбулаторной онкологии и сопроводительной терапии с мастер-классом».
Хотите узнать больше о конференции? Подробности здесь