Доктор Питер
Эксперт Центра онкологии им. Петрова: Как не пропустить рак
12 декабря 2018
Не надо делать МРТ или ПЭТ-КТ всего организма на всякий случай: «А вдруг где-то рак?» С одной стороны, чем раньше он обнаружен, тем лучше. С другой, искать его надо правильно. Как? Об этом «Доктору Питеру» рассказал Никита Козявин, заведующий Консультативно-диагностическим центром НМИЦ им. Петрова.
- Никита Александрович, что такое скрининг?
- Скрининг — это когда здоровых людей обследуют, чтобы выявить патологию, когда она еще никак не проявляется. Онкологические заболевания на ранней стадии лучше поддаются лечению. Оно менее травматично и стоит дешевле. В раннем обнаружении рака заинтересованы и человек, и государство. Поэтому во многих странах запускают национальные программы популяционного скрининга — массового обследования здоровых людей на определенные виды рака. Есть еще такое понятие, как индивидуальный скрининг - когда человек сам решает пройти обследование в профилактических целях.
- Диспансеризация — это скрининг? Ведь в неё входят обследования, которые могут выявить рак.
- Элементы скрининга в диспансеризации есть. Но все-таки скрининг — это обособленная программа, которая нацелена на выявление отдельных заболеваний. Например, за рубежом существуют программы скрининга шейки матки. В России цитологическое исследование для выявления этого вида рака проводится в рамках диспансеризации, но не имеет единых методик, отсутствует контроль его качества. Нельзя говорить о том, что оно аналог скрининга.
Хорошая скрининговая программа — это масштабно, дорого и четко организовано. Например, как привлечь человека, которого ничего не беспокоит, на обследование? По опыту других государств мы знаем, что людям надо рассылать персональные приглашения, отслеживать, пришли они или нет. Мотивировать их. Например, в Австрии, в случае отказа от скрининга и развития онкологического заболевания в течение года после этого, пациент сам полностью оплачивает свое лечение.
Минздрав озвучил желание запустить скрининговые программы по раку молочной железы, шейк матки, колоректальному раку, но когда и как, пока неизвестно.
- Для каких видов рака существуют скрининговые программы?
- Доказана эффективность популяционных скринингов по трем видам: шейки матки, молочной железы и колоректальному (разных отделов толстого кишечника) раку. Доказано, что если запустить программы по трём видам рака, то можно снизить смертность от этих заболеваний.
- А рак простаты? Существует же исследование для его раннего выявления — простатспецифического антигена (ПСА)?
- Что касается рака простаты, там всё сложнее. Пока нет четких данных, что исследование ПСА в случае массового (популяционного) применения эффективно — мужчины будут меньше умирать от рака простаты.
Подчеркиваю, мы говорим о популяционном скрининге. Но по индивидуальным показаниям, когда исследование назначает врач, это важное обследование.
- Чем отличается индивидуальный скрининг от ранней диагностики?
- Скрининг — это плановое регулярное обследование здорового человека для выявления предраковых заболеваний или определенной онкопатологии на ранней стадии.
Ранняя диагностика — это обследование человека, у которого есть жалобы или симптомы. Смысл ранней диагностики - в том, чтобы максимально быстро привлечь пациента, которого уже что-то беспокоит, в медицинское учреждение — к врачу. Понимаете, система здравоохранения работает так, что задача по выявлению рака состоит из нескольких этапов, и первое звено — это еще не онкологи. Человек, у которого появились определенные симптомы, сначала идёт к терапевту, а тот направляет его к соответствующему профильному специалисту, в зависимости от симптомов (пульмонологу, гастроэнтерологу, дерматологу...). И чтобы как можно больше онкологических заболеваний обнаруживалось на первой стадии, и чтобы как можно меньше было запущенного рака, важно, чтобы именно у профильных врачей первичного звена (не онкологов) была онконастороженность. Тогда врач будет опрашивать пациента, учитывая вероятность рака, и назначать необходимые ему исследования.
Это относится уже не только к тем локализациям, где применим популяционный скрининг, но и к раку желудка, легких и так далее. У них нет доказанных способов скрининга, да и ранняя диагностика затруднена, но есть неспецифические симптомы, которые позволяют заподозрить рак. И если онконастороженность есть, и есть необходимость, врач направит пациента, например, на КТ легких.
- Вопрос «Как не пропустить рак?» больше всего интересует людей.
- Мы сталкиваемся с тем, что у людей очень разное отношение к личному онкоскринингу. Одни вообще не ходят проверяться - «будь что будет». Вот для них и разрабатываются программы по личной онконастороженности. Другие наоборот — проверяют всё, что надо и не надо. Часто как раз то, что не надо.
Вот я сейчас смотрю, что предлагают центры вокруг нас. Это не какие-то маленькие клиники, это профильные онкологические центры. И вижу у них такую услугу как «ПЭТ-КТ всего тела». Или «МРТ всего тела». Дорогостоящие и бессмысленные процедуры, в случае с ПЭТ - ещё и существенная лучевая нагрузка. Но люди готовы эти обследования делать и большие деньги отдавать, потому что «а вдруг у меня где-то рак, чтобы сразу всё выявить».
- В чём ошибка? Ведь на МРТ действительно всё видно?
- Вопрос в том, кому видно. Понимаете, методика может быть очень чувствительной, но потом обязательно нужен тот, кто будет очень внимательно смотреть на полученные данные, учитывать ваш анамнез. Если такого человека нет, то вы впустую потратили деньги.
К нам каждый день такие пациенты заходят. Человек пошёл, обследовался, сделал маммографию в поликлинике или частной клинике. Врач ничего не нашёл, сказал - «приходите через годик». А симптомы есть. Женщина идёт к нам, показывает эти результаты маммографии, наш врач просто пересматривает их и видит рак. А что было бы через год?
Или был случай: на ФГДС в поликлинике выявили язву желудка, биопсию язвы не сделали. Ее лечение продолжалось довольно долго без эффекта. Наш врач говорит: «Язва нехорошая», берет биопсию во время повторной ФГДС и устанавливает онкологический диагноз.
Чтобы поставить правильный диагноз на ранней стадии, врач должен знать, как выглядит злокачественное новообразование. Наше учреждение специализированное, врачи понимают, как рак выглядит, как развивается, как его лечат. Можно иметь самое лучшее оборудование, но без специалиста, который оценит полученные результаты, оно бессмысленно.
Поэтому нет смысла делать МРТ от макушки до пяток, «вдруг где-то что-то есть». Кроме того, что это дорого, это ещё и совершенно бессмысленно с медицинской точки зрения.
- А как разумно действовать при личном скрининге?
- Надо идти от простого к сложному. Наши программы начинаются с консультации квалифицированного онколога: человек должен сначала поговорить с человеком.
Раз уж мы говорим об индивидуальных программах, должен быть курирующий, координирующий, лечащий врач. Он поможет определить индивидуальные риски, чтобы не заниматься ненужными обследованиями. И уже на основе анализа факторов риска, рекомендаций международных организаций, таких, как ВОЗ, он предложит ту или иную программу.
Есть очень много разных рекомендаций, которые онколог индивидуализирует и составляет план для конкретного человека: что, как и когда ему стоит проверять. Важны не только пол-возраст, но и образ жизни, привычки, наследственность.
- Как образ жизни или наследственность влияют на выбор рекомендованных обследований?
- Допустим, человек любит загорать на пляже или в солярии. Значит, ему следует показаться онкодерматологу. Если он курильщик, и у отца был рак легких, имеет смысл сделать компьютерную томографию легких.
Есть наследственные онкологические заболевания. Доказано, что мутации в генах BRCA1 и BRCA 2 становятся причиной развития рака яичников и молочной железы. Если у женщины есть мутация в генах BRCA, обследовать молочные железы ей придется чаще, чем женщине у которой мутации не находят. Выбор метода обследования тоже индивидуален.
Или скрининг на рак простаты. Мы говорили, что популяционный скрининг по этому виду рака пока неэффективен, но это не значит, что в рамках индивидуального обследования он не может иметь значения для конкретного человека.
- Что вы посоветуете тем, кто хочет обследоваться самостоятельно, сделать личный скрининг?
- Обсудить свои риски с врачом-онкологом, а он уже скажет, по какому поводу можно не беспокоиться, а где - узкое место. Если риски по каким-то группам заболеваний есть — пройти обследование целенаправленно. Обращаться лучше в те учреждения, которые обладают достаточной квалификацией. Желательно, чтобы в них было много смежных специалистов: терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог, дерматолог, гематолог, хирург. И все они хорошо понимали бы специфику именно онкологии. Петербург — большой город и уровень подготовки врачей очень разный. Поэтому в нашем центре, например, мы стараемся доверять только своим специалистам, в том числе своим патоморфологам - просим пациентов предоставить все биопсийные блоки и стекла, чтобы мы сами могли их посмотреть. Это очень важно. Потому что решение потом принимать нам, лечить пациента - нам, и хочется быть уверенным в правильности своих суждений.